Магнитола Sony занижена скорость воспроизведения

Ремонт переносной кассетной магнитолы (radio cassette-corder) Sony CFS-B5S. Неисправность – занижена скорость воспроизведения кассеты. Дефект плавающий, проявляется периодически. По времени проявления дефекта нет никакой закономерности. Магнитола может долго работать с нормальной скоростью или наоборот. Во время поломки скорость воспроизведения разная может сильно уменьшится, а может незначительно. Остальное в аппарате работает должным образом. Причиной такой поломки могут быть детали лентопротяжного механизма (подклинивающий тонвал, подкассетник, слабый пассик и т. д.), неисправность двигателя или РЧВ, снижение напряжения питания микродвигателя.

После вскрытия магнитолы измерил напряжения питания двигателя. В момент, когда скорость сильно снижена, напряжение питания проседает до 8,1 В. Через небольшой промежуток времени, корпус двигателя заметно нагревается. Во время, когда скорость воспроизведения такая как надо, напряжение питания равно 9,2 В. Это указывает на большое потребление тока двигателем в момент поломки. Чтобы исключить влияние ЛПМ на скорость оборотов двигателя снял с него пассик. Но это ничего не дало, дефект все также продолжал проявляться, во время которого напряжение было занижено. Следовательно, питание и ЛПМ не имеют отношения к поломке, и ее нужно искать в микродвигателе или РЧВ. Шум работающего двигателя минимальный и не зависит от его скорости. Так как дефект плавающий то крутить подстроечный резистор регулировки скорости, который находится внутри двигателя, не имеет смысла.

В магнитоле установлен микродвигатель постоянного тока компании Mabuchi с наименованием EG-530AD-9B. Напряжение питания 9 В. Частота вращения 2400 об/мин. Максимальный ток потребления 120 мА. Направление вращения – левое. Момент вращения 0,78 Н/м. Детонация не более 1,5 %. Ресурс не менее 1000 часов. Двигатель имеет встроенный регулятор частоты вращения (РЧВ). В РЧВ используется микросхема стабилизатора скорости двигателя uPC1470. Аналоги этой микросхемы UTС1470, AN6652.

Схема стабилизации скорости вращения  двигателя.

Разборка и проверка микродвигателя. Плоской отверткой поддеваю металлическую крышку (запрессованную в корпус двигателя) и аккуратно, чтобы не сломать плату ее снимаю. Отпаиваю плату, которая припаяна в трех местах, один контакт на корпусе двигателя и два контакта щетки.

Подключаю щупы стрелочного омметра к выводам щеток и измеряю сопротивление обмоток якоря. В зависимости от положения коллектора сопротивление меняется от 2,2 Ом до 6,5 Ом. В исправном двигателе сопротивление должно быть в пределах 10 Ом. Следовательно, неисправен якорь. Вынимаю из корпуса щеткодержатель вместе с якорем а потом аккуратно чтобы не повредить щетки их разъединяю.

Причина неисправности оказалась в коллекторе якоря. Между его ламелями набилась металлическая стружка вперемешку с засохшей смазкой. Очистил изопропиловым спиртом ламели, пазы между ними и щетки. Смазал коллектор и подшипники скольжения на валу. Собрал в обратной последовательности. После очистки сопротивление обмоток якоря составило 10…11 Ом.

После сборки и установки двигателя скорость воспроизведения почти не изменилась. Скорость отрегулирована с помощью тестовой кассеты и частотомера. На проверке магнитола отработала не менее 6 часов и за это время дефект больше не проявлялся.

Сейчас в продаже много 9 вольтовых микродвигателей. В случае если щетки сильно изношены, то двигатель лучше не восстанавливать а заменить на аналогичный.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *