Пускозащитное реле РТК-Х

В статье рассказано об устройстве и ремонте пускозащитного токового, комбинированного реле РТК-Х.

Устройство пускозащитного реле РТК-Х.

Пусковое реле электромагнитного (соленоидного) типа с двойным разрывом контактов. В корпусе (2) катушки находится свободно перемещающийся на стержне (4) сердечник (3). На верхнем конце стержня имеется планка (6) с контактами (7), поджимаемая пружиной (5). При включении электродвигателя сердечник поднимается вместе со стержнем, и с помощью планки (6), на которой расположены подвижные контакты (7) замыкает неподвижные контакты (8). После того, как ротор увеличит частоту вращения, вследствие чего уменьшится магнитное поле в катушке, сердечник (3) падает под действием собственного веса, увлекая за собой планку (6), и контакты (8) размыкаются.

Конструктивная схема пускозащитного токового, комбинированного реле РТК-Х (слева).
1 — корпус реле; 2 — корпус катушки; 3 — сердечник; 4 — стержень сердечника; 5 — пружина сердечника; 6 — планка; 7 — подвижные контакты пускового реле; 8 — неподвижные контакты пускового реле; 9 — нагреватель; 10 — биметаллическая пластина; 11- упор; 12 — контактодержатель; 13 — регулировочные винты; 14 — подвижный контакт защитного реле; 15 — неподвижный контакт защитного реле.
Электрическая схема реле РТК-Х (справа).
ДХМ — электродвигатель; БМ — биметаллическая пластина; R1, R2 — нагреватели; КК — тепловое реле; КД — пусковое реле.

Защитное реле иначе называют тепловым или токовым реле, поскольку в нем используется эффект, связанный с выделением тепла при прохождении тока по чувствительному элементу. Принцип действия этого элемента состоит в следующем. Биметаллическая пластина (10) одним концом соединена с проводом катушки пускового реле, а другим концом через упор (11) с контактодержателем (12). На противоположном конце держателя закреплен подвижный контакт (14) с неподвижным контактом (15). Возле биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя (9), включенная последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом (8) пускового реле, другим с биметаллической пластиной. При повышении силы тока в цепи рабочей обмотки электродвигателя биметаллическая пластина деформируется от тепла, выделяемого проходящим через неё током. При повышении силы тока в цепи пусковой обмотки биметаллическая пластина деформируется под действием тепла от нагревателя (9). При этом контакты (14) и (15) размыкаются. После остывания пластина принимает прежнее положение и контакты вновь замыкаются. Параметры защитного реле регулируются с помощью винтов (13).

Дополнительный нагреватель (R2), расположенный возле биметаллической пластины и включенный с ней последовательно в цепь рабочей обмотки при малом рабочем токе электродвигателя повышает чувствительность биметаллической пластины.

В заключении следует отметить, что пусковое реле является нормально разомкнутым как перед включением электродвигателя компрессора, так и при его стационарном режиме. Оно замыкается только при запуске электродвигателя, который при правильно отрегулированном реле происходит в течение 1 — 2 секунд. При этом происходит следующее. На статоре электродвигателя расположены две обмотки – рабочая и пусковая. Переменный ток, протекая по рабочей обмотке, создает переменное магнитное поле, наводящее токи в короткозамкнутом роторе двигателя. Электромагнитные силы, возникшие в результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора, взаимно уравновешиваются, вследствие чего ротор не вращается. Для создания крутящего момента ротора с помощью вращающегося магнитного поля применяют дополнительную пусковую обмотку. При включении обеих обмоток образуется вращающееся магнитное поле, которое заставляет вращаться ротор. Когда частота вращения ротора достигает 70 — 80% скорости вращения магнитного поля, пусковая обмотка отключается, как описано выше.

Защитное реле, в отличии от пускового, является нормально замкнутым, как при работе электродвигателя, так и тогда, когда он выключен. Это реле размыкается в случаях бросков напряжения в сети, а также при токах короткого замыкания в электродвигателе: межвиткового или пробоя на корпус. Тем самым предотвращается возможность пожара по причине загорания изоляции проводов или аварийного перегрева компрессора.


Ремонт реле для холодильника.

Слабым звеном в конструкции пускозащитных реле (ПЗР) типа РТК-Х в холодильнике, как показала практика, является пластмассовая ось сердечника пусковой катушки. Той, на которой установлены подвижные контакты, замыкающие цепь пусковой обмотки электродвигателя компрессора. И деталь-то сама по себе, казалось бы, пустячная — но где ее взять? Ведь ни в торговую сеть, ни в ремонтные мастерские такая «запчасть» не поступает.

Вот и приходится, скрепя сердце, идти на замену всего реле в целом. При нынешнем дефиците и дороговизне! А не лучше ли, засучив рукава, самому попытаться восстановить вышедшую было из строя деталь. Тем более что ремонт ее несложный и вполне по силам каждому, имеющему хотя бы небольшие навыки слесарных работ.

В качестве новой оси можно использовать обыкновенный железный гвоздь диаметром 2,5 мм и длиной 35 мм. Концевую часть скругляют, а на расстоянии 9 мм от нее выполняют (с помощью ножовки по металлу) кольцевую проточку, куда при сборке будет вставляться стопорное кольцо из стальной или медной проволоки диаметром 0,5…1 мм. В качестве последнего можно также приспособить часть канцелярской скрепки.

Пластину с подвижными контактами оставляют старую, извлекая ее из-под неподвижных контактов восстанавливаемого реле. Для этого необходимо аккуратно отогнуть вверх на 35°…45° один из неподвижных контактов.

Узел сердечника пусковой катушки отремонтированного реле.
1 — ось самодельная (из железного гвоздя), 2 — контакт подвижный (подновленный), 3 — пружина, 4 — сердечник, 5 — кольцо стопорное (из отрезка 1-мм стальной или медной проволоки).

Обратите внимание на состояние извлеченной пластины. Многолетняя работа в ПЗР не могла не оставить здесь свой отпечаток. Контакты реле, как правило, бывают очень сильно подпорчены (нагар, копоть, местные оплавления пластин и т.п.). Поэтому ваткой или тканью, смоченной спиртом (можно и бензином), их прежде всего необходимо тщательно промыть. Затем мелким надфилем следует устранить крупные неровности, придать контактам ровную сферическую поверхность. Ну а небольшие дефекты ликвидируют мелкой наждачной шкуркой («нулевкой»).

После сборки на новой оси всех элементов узла сердечника последний устанавливают внутрь пусковой катушки реле. Отогнутый же, ранее неподвижный контакт, разумеется, возвращают в исходное положение. При этом добиваются, чтобы вся группа неподвижных контактов находилась на одном уровне.

Поворотом корпуса реле из рабочего положения на 180° проверяют легкость хода сердечника на включение и отключение. К тому же визуально контролируют надежность подсоединения (прилегания) подвижных контактов к неподвижным. Ремонт завершен.

Автор: В. Левашов, Москва


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *