В статье рассмотрены способы нахождения неисправностей, а также приведены таблицы режимов по постоянному току микросхем и транзисторов электропривода лентопротяжного механизма (ЛПМ) популярных магнитофонов Мояк-240С.
Функционально привод ЛПМ магнитофона Маяк-240С состоит из двух узлов:
1. Электродвигателя ДБ-038, представляющего собой трехфазный бесколлекторный электродвигатель постоянного тока с ротором из 4-полюсного кольцевого магнита. В качестве датчиков положения ротора применены три геркона типа КЭМ-2. В корпусе электродвигателя расположен интегральный датчик частоты вращения вала.
2. Блока управления БУ-139, обеспечивающего коммутацию катушек статора электродвигателя и стабилизацию оборотов вала при переменном моменте нагрузки и изменении величины питающего напряжения.
Нахождение неисправностей в блоке управления БУ-139 вызывает наибольшие трудности для ремонтников. Принципиальная схема этого блока показана на рисунке 1.
Блок управления БУ-139 условно можно разделить на следующие звенья:
Параметрический стабилизатор напряжения питания слаботочной части привода ЛПМ на элементах VD3, R28, C11.
Устройство защиты электродвигателя от перегрева на элементах VT6, VT7, VD5, VD4, R33, R38, С11.
3. Стабилизатор частоты вращения вала электродвигателя, содержащий каскады:
Усилитель-удвоитель частоты. сигнала датчика частоты вращения вала на элементах D1.2, VD1, VD2, R5-R8;
Усилитель — формирователь напряжения датчика частоты вращения вала на элементах D1.1, R1 — R3, C1 — C3;
Дифференцирующая цепочка R4, C4;
Формирователь пилообразного напряжения на элементах VT1, R9 — R11, C5;
Первый компаратор напряжения на элементах D2.1, R12 — R14, R30, R31, C6;
Интегрирующая цепь R15, C7;
Второй компаратор напряжения на элементах D2.2, R16, R17, C8;
Интегрирующая цель R18, C9, R19, C10;
Эмиттерный повторитель на элементах VT2, R20.
4. Регуляторы тока катушек электродвигателя
Первый на элементах VT3, R21, R25.
Второй на элементах VT4, R22, R26.
Третий на элементах VT5, R23, R27.
Методика обнаружения и устранения неисправностей электропривода магнитофона Маяк-240С.
Подать на привод ЛПМ напряжение питания -12 ±0,25 В. Так как схема регулирования частоты вращения двигателя ДП-038 является замкнутой, необходимо выяснить, что является причиной отказа: схема защиты, схема регулирования частоты вращения или двигатель
Если при подаче питания двигатель начали вращаться, а потом останавливается, необходимо проверить исправность схемы защиты, для чего контрольную точку КТ7 нужно соединить с корпусом (отключить схему защиты). Если двигатель при этом не останавливается, то причиной отказа является схема защиты. Для выявления неисправности необходимо отсоединить КТ7 от корпуса, затормозить ротор двигателя до полной остановки и проверить режимы транзисторов VT6 и VT7 по постоянному току согласно таблицам 1 и 2.
Обозначение на схеме | Наименование | Назначение | Напряжение на коллекторе, В | Напряжение на эмиттере, В | Напряжение на базе, В |
VT1 | КТ814Б | Формирователь пилообразного напряжения | 3,4 | 0 | 0,03 |
VT2 | КТ814Б | Эмиттерный повторитель | 12,0 | 0,7 | 1,2 |
VT3 | КТ814Б | Регулятор тока катушек | 4,0 | 0,03 | 0,3 |
VT4 | КТ814Б | Регулятор тока катушек | 4,0 | 0,03 | 0,3 |
VT5 | КТ814Б | Регулятор тока катушек | 4,0 | 0,03 | 0,3 |
VT6 | КТ361Б | Схема защиты от перегрева | 12,0 | 1,1 | 1,3 |
VT7 | КТ361Б | Схема защиты от перегрева | 1,2 | 0,54 | 0,65 |
Обозначение на схеме | Наименование | Назначение | Напр. на 2 выв, В | Напр. на 3 выв, В | Напр. на 4 выв, В | Напр. на 5 выв, В | Напр. на 6 выв, В | Напр. на 9 выв, В | Напр. на 11 выв, В | Напр. на 13 выв, В |
DA1 | К157УД2 | Усилитель — формирователь, удвоитель | 4,0 | 4,05 | 8,3 | 4,1 | 4,1 | 3,8 | 0 | 0,3 |
DA2 | К157УД2 | Компаратор | 4,0 | 3,4 | 8,3 | 4,4 | 4,3 | 1,3 | 0 | 4,4 |
В случае исправности схемы защиты переходят к следующему этапу поиска неисправности, для чего нужно отключить схему защиты, соединив КТ7 с корпусом. Отключить датчик двигателя, отпаяв провод от контакта 1 блока управления, подключить к контактам 1 и 2 блока управления генератор сигналов и подать от него сигнал амплитудой 500 мВ и частотой 1000 Гц на вход схемы регулирования. Проверить величину и форму сигналов во всех контрольных точках, рисунок 2. Осциллограммы, показанные на рисунке даны для режима «Останов.” на частоте 1000 Гц,
Если величина и форма сигналов соответствуют указанным, то причиной отказа является датчик двигателя. При обнаружении несоответствия величины и формы сигналов следует отыскать неисправный элемент в схеме регулирования частоты вращения. При этом нужно использовать режимы элементов по постоянному току согласно таблицам 1 и 2.
Если по вышеизложенной методике причину отказа установить не удалось, то необходимо при заторможенном роторе двигателя проверить режимы транзисторов VT3 — VT5 согласно таблице 1 или при вращающемся двигателе — наличие сигналов в цепи коллекторов транзисторов с помощью осциллографа и напряжений на базах транзисторов с помощью вольтметра.
При проверке, наладке и ремонте привода ЛПМ отсутствие или несоответствие сигнала в контрольных точках блока А2.3 говорит о неисправности:
КТ1 — датчика электродвигателя;
КТ2 — микросхемы DA1.1 или элементов, связанных с ней;
КТ3 — микросхемы DA1.2 или элементов, связанных с ней;
КТ4 — микросхемы DA2.1 или элементов, связанных с ней;
КТ5 — микросхемы DA2.2 или элементов, связанных с ней;
КТ6 — транзистора VT2 или элементов, связанных с транзистором;
КТ6- транзисторов VT6, VT7 или элементов, связанных с донными транзисторами
В случае не выявления неисправности по снятым осциллограммам в контрольных точках необходимо провести измерения электрических режимов микросхем и транзисторов согласно таблицам 1 и 2.
Литература:
Стереомагнитофон кассетный “Мояк М.240С-1*. Руководство по эксплуатации.
Стереомагнитофон кассетный Маяк М-240С-1. Инструкция по ремонту.
Волощенко В.В. Ремонт электропривода магнитофона Маяк-240С-1 РА 9-2001.
Автор: А.В. Бочек г. Шостка.