Словарь терминов по цифровым проекторам

Словарь терминов по цифровым проекторам

Словарь терминов по цифровым проекторам. В данной статье приведен список терминов с дальнейшим их кратким пояснением. Собраны термины в области проекторов, видеотехники и домашних кинотеатров. Приведены определения и сокращения: интерфейсов, стандартов, технологий, форматов, сигналов, разъемов, величин и т.д.

1080i. Количество горизонтальных линий, из которых сформировано видимое нами изображение. «I» означает «interlaced», или «чересстрочная развёртка», означающая, что для каждого кадра показываются сначала чётные строки, потом нечётные, за счёт чего удваивается частота развёртки без увеличения требований к ширине канала.

1080p. Количество горизонтальных линий, из которых сформировано видимое нами изображение. «p» означает «progressive», или «построчная развертка», означающая, что для каждого кадра показываются все строки, в отличие от чересстрочной развертки.

120 Гц. Минимальная частота вертикальной развёртки проектора (частота мерцания экрана), при которой возможно проецирование 3D изображения с использованием очков на активных затворах (60 Гц на каждый глаз). Мерцание экрана может быть заметно.

16:10. Наиболее распространённое соотношение сторон мониторов с 2005 по 2008 годы. Наиболее распространённое разрешение — 1280×800, позволявшее разместить по вертикали изображение/программу 1024×768, плюс нижнюю панель операционной системы. Также данное разрешение вмещает в себя HD изображение (1280×720). Также используется в разрешении 1920?1200. Данный формат позволяет уместить внутри изображение 16:9, при этом он ближе к соотношению 4:3, позволяя выводить изображение 4:3 с минимальными полосами.

16:9. Соотношение сторон 16:9 характерно для HD (1280×720) и Full HD (1920×1080) разрешений, является стандартом для Blu-ray формата и других.

2.40:1. CinemaScope. Кинематографический широкоэкранный формат, более вытянутый по горизонтали, чем 16:9 (Full HD). Запись в анаморфированном формате в Full HD предполагает наличие полос сверху и снизу экрана, поэтому для проецирования на анаморфный экран требуется либо проецировать чёрные полосы за пределы экрана, либо использовать специальную анаморфную линзу для растягивания изображения по горизонтали.

3D — 3D (трехмерное). Означает изображение, передающее ощущение глубины и объема через бинокулярное зрение человека. 3D материалы снимают двумя камерами, объективы которых находятся на некотором удалении друг от друга и, как и человеческие глаза, дают вид с двух точек. Чтобы проектор мог передать каждому глазу предназначенный только ему кадр, используют специальные очки-фильтры.

3LCD. Технология жидкокристаллических дисплеев подразумевает, что свет лампы, проходя через систему фильтров, разделяется на три базовых цвета (красный, синий, зелёный), 3LDC, после чего каждый световой поток фильтруется отдельной жидкокристаллической матрицей, формируя три изображения, которые затем накладываются друг на друга в призме, происходит смешение цветов и сформированное изображение отображается на экран. Некоторые проекторы используют отдельную панель для жёлтого цвета (4LCD).

3LED. Технология проецирования, подобная 3LCD, в которой базовые цвета (красный, зеленый, синий) формируются цветными светодиодами (а не разделением белого цвета на базовые цвета). Эта технология позволяет делать более компактные проекторы, решает проблему перегрева, но не достигает уровня яркости проекторов, в которых используются лампы высокого давления.

4:3. Соотношение сторон 4:3 используется, в основном, в стандартном телевидении, классическом кинематографе и мониторах до 2003 года.

4K. Разрешение проектора и видео контента, приблизительно равное 4000 точкам по горизонтали: 4096 ? 3112, 3656 ? 2664, 4096 ? 1714, 3996 ? 2160, иногда 3840?2160 (QFHD). Многие производители проекторов уже вовсю демонстрируют модели с 4K разрешением, но в связи с отсутствием достаточного количества видеоматериалов, записанных в 4K, единственным источником 4K для пользователя является динамическое масштабирование Full HD изображения до 4K.

720p. Формат вещания телевидения высокой четкости в разрешении 1280×720 с прогрессивной разверткой (буква p). Близко по смыслу понятию HD.

Active shutter glasses. Очки с активным затвором. Очки, обычно с LCD фильтрами, по очереlи закрывающие то левый, то правый глаз одновременно с тем, как проектор/телевизор показывает картинку для противоположного глаза. В результате, каждый глаз видит только каждый второй кадр, предназначенный именно ему. Синхронизация с дисплеем может осуществляться как с помощью радио или инфракрасного приёмника, так и другими методами (см. DLP-Link)

Adobe RGB. Цветовое пространство Adobe RGB было разработано в 1998 году с целью включения большинства цветов, достижимых в результате печати на CMYK цветных принтеров, используя RGB базовые цвета. Цветовое пространство Adobe RGB включает около 50% видимого цветового пространства Lab, расширив цветовую гамму sRGB, в основном, за счёт зелёных и сине-зелёных цветов.

ANSI контрастность. При выводе на экран рисунка в виде шахматной доски, отношение освещенности белого участка поверхности экрана к черному участку поверхности экрана.

ANSI люмен. Единица измерения величины светового потока проекторов по методике, разработанной Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Согласно этой методике, в девяти точках контрольного экрана определяют освещенность и усредненную величину освещенности умножают на площадь экрана.

Auto keystone. Проектор автоматически изменяет геометрию изображения, придавая ему правильную прямоугольную форму. Это может быть достигнуто путём сканирования поверхности инфракрасным лучем.

AutoSetup/AutoSync. Функция распознавания и автоматической настройки на источник изображения (проектор определяет источник и автоматически настраивается на работу с ним).

BNC. Разъем на конце коаксиального кабеля. Служит для передачи сигналов RGB, синхросигналов, композитного сигнала.

Checkerboard — в виде шахматного поля. Относительно 3D, — используемый в некоторых 3D телевизорах формат, когда все пиксели экрана делятся на те, что показывают кадр для левого глаза и те, что показывают для правого. Таким образом, на экран по очереди выводится два изображения, всякий раз задействована только половина пикселей, которые и расположены в шахматном порядке. Использует активные 3D очки. Конечно, яркость изображения и разрешение при этом уменьшаются.

Colour Banding — возникающий на участке с плавным изменением оттенка резкий переход. Отличается от пастеризации тем, что в данном случае резкий переход от одного оттенка к другому встречается лишь периодически посреди плавного перехода. В случае с пастеризацией подразумевается, что плавные переходы вообще отсутствуют.

Crestron RoomView. Программа, позволяющая управлять аудио-видео оборудованием и другими ресурсами, расположенным в различных помещениях и офисах организации. Чаще всего полезна для ИТ службы. Проектору, поддерживающему RoomView можно назначить запланированное время отключения, отправлять на него срочные сообщения, управлять различными его функциями. Всё это можно делать удалённо, хотя уровень поддержки RoomView может различаться у разных проекторов.

Crosstalk (перекрёстные помехи, ghosting). Когда вы смотрите на 3D изображение без 3D очков, вы видите двоение. Если оно частично сохраняется даже когда вы одели 3D очки, то это и есть Crosstalk. Другими словами, неполная изоляция кадра для левого глаза от кадра для правого. К примеру,
3D очки могут быть не в состоянии полностью блокировать самые яркие участки изображения для противоположного глаза, и они будут двоиться. Уменьшение яркости при этом позволит уменьшить видимость эффекта.

CRT-проекторы. Проекторы, которые формируют изображение при помощи специальных проекционных кинескопов (катодно-лучевых трубок — Cathode Ray Tube). CRT-проекторы более тяжелые и дорогие, чем ЖК-проекторы. Хороши для демонстрации видео.

DCI. Digital Cinema Initiatives, совместное предприятие лидирующих киностудий Голливуда, выработавшее стандарты для кинотеатров. Соответствие стандартам DCI является обязательным для компаний, работающих на американском кинорынке. Среди прочего, стандарт описывает требования к цветовому составу проецируемого изображения и его яркости.

D-ILA. Название, используемое компанией JVC для своей версии технологии LCoS.
Dithering. В контексте технологии DLP временной дизеринг — создание иллюзии оттенков серого очень быстрым переключением между белым и чёрным. В некоторых случаях дизеринг может означать шум.

DMD. Содержащий миллионы микрозеркал, каждое из которых соответствует одному пикселю. В каждый момент времени зеркало отражает свет либо на радиатор (светопоглотитель), либо на экран, формируя чёрную, либо белую точку. Оттенки серого создаются за счёт многократного переключения зеркал между чёрным и белым. Цвет формируется за счёт прохождения сформированного DMD чипом изображения через цветные сегменты вращающегося цветового колеса. Таким образом, на экране отображается не то, что видит человек за счёт инертности зрения, а отдельные компоненты изображения, сменяющие друг друга с огромной скоростью.

DLP (Digital Light Processimg) — технология модуляции светового потока в проекторах при помощи отражательной матрицы DMD, разработанная корпорацией Texas Instruments

DLP-Link. Система синхронизации 3D Ready DLP проектора с активными 3D очками, не использующая беспроводной радио/ИК передатчик. Вместо этого, в 3D режиме белый сегмент цветового колеса DLP проектора используется только для произведения вспышки, воспринимаемой очками, как команду отображать тот или иной канал стереопары. Другими словами, очки синхронизируются по изображению, что делает 3D проектор дешевле

DLP-проекторы одноматричные. Устройства, цветное изображение на экране которых получается в результате последовательного и очень быстрого показа трех монохроматических картинок с одной и той же панели DMD. Световой поток, отражающийся от матрицы, окрашивается последовательно в каждый из трех основных цветов (RGB) при прохождении через цветовой фильтр, вращающийся синхронно со сменой соответствующих картинок на матрице. В результате в мозгу зрителя формируется полноцветное изображение.

DLP-проекторы трехматричные. Устройства, оснащенные тремя матрицами DMD, что при высокой световой эффективности, свойственной микрозеркальной технологии, позволяет получать большие световые потоки от 4000 до 12000 ANSI люмен.

DMD (Digital Micromirror Device) — основа DLP технологии. Чип представляет собой матрицу из микроскопических зеркал, расположенных на управляющих элементах. При подаче напряжения на соответствующую ячейку, микрозаркало отклоняется. Таким образом, каждый элемент матрицы отражает свет на объектив проектора (то есть на экран), либо на радиатор (светопоглотитель). Микрозеркала, переключаясь между чёрным и белым много раз в секунду, формируют оттенки серого. Проходя через цветовое колесо DLP проектора, полученное изображение окрашивается в базовые цвета. Цифровое микрозеркальное устройство, отражательная светомодулирующая матрица DLP-проекторов.

Eco mode. Энергосберегающий режим работы проектора, при котором лампа работает не на полную мощность, производя меньшую яркость. При работе в данном режиму снижается уровень шума и энергопотребления и срок эксплуатации лампы увеличивается по сравнению с работой в обычном режиме до 25%.

Full HD 3D. Возможность оборудования отображать 3D в разрешении в 1920×1080 с источника, способного воспроизводить 3D в этом разрешении. Стандартом для Full HD 3D будет Blu-ray 3D, обратно совместимый с Blu-ray стандартом. Зачастую возможность отображать Full HD 3D ограничивается пропускной способностью канала (HDMI 1.3 и младше не поддерживают Full HD 3D). Отображение 3D с чересстрочной поляризацией и подобное не является Full HD 3D, т.к. уменьшают воспринимаемое разрешение картинки.

Full HD. Разрешение матрицы (матриц) проектора в 1920×1080 и способность принимать видеосигнал в данном разрешении. Blu-Ray стандарт предполагает именно это разрешение.

Full on/off. Метод измерения контрастности, как отношение самого яркого изображения, которое может показать проектор, к самому чёрному. Значение контрастности в спецификациях — это и есть full on/off контрастность. В случае наличия автоматической диафрагмы (auto iris), это и есть «динамическая контрастность» проектора, противоположная ANSI контрастности.

HD. High Definition (1280×720, 720p). Стандартный формат изображения с соотношением сторон 16:9, включенный в стандарт телевидения высокой четкости. Обычно HD противопоставляют Full HD (1920×1080), хотя иногда под HD подразумевают любое разрешение с 720 строками по вертикали и более.

Hi-End. Элитный класс оборудования, находящийся на грани технических возможностей компаний-производителей аудио-видео техники. Производится не для массового рынка и предполагает использование технологий, не доступных на массовом рынке по причине их дороговизны. Hi-end техника многократно превосходит всё, что поставляется на массовый рынок и является объектом внимания всех ценителей качества звука и изображения.

Hi-Fi. В аудио аппаратуре, термин High Fidelity («высокая точность») означает высокую степень близости воспроизводимого звука к оригиналу. Hi-Fi аппаратура востребована в широком кругу меломанов и ценителей музыки и качественного звука. Термин Hi-Fi предполагает соответствие одному из измеримых стандартов DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88. Стандарты предъявляют требования к оборудованию по таким параметрам, как полоса пропускаемых частот, коэффициент нелинейных искажений, коэффициент интермодуляционных искажений и т.д.

HTPS — High Temperature PolySilicon. TFT тонкопленочный транзистор из высокотемпературного поликремния. Преимущество технологии в способности выдерживать высокие температуры, а значит — проецировать более яркое изображение.

IMAX. Image Maximum. Кинематографический формат, на котором также основаны технологии кинопоказа и устройства кинотеатров. В России знаменит IMAX 3D, как стандарт демонстрации 3D контента. В IMAX 3D демонстрируют 3D контент как с помощью поляризационной технологии, так и с помощью очков с активными затворами.

Input lag. Задержка вывода. Хотя более точное обозначение — Display lag. Формально, Input lag должен обозначать задержку от момента осуществления некого ввода (например нажатия кнопки) до отображения изменений на экране. Мы же рассматриваем задержку от момента, когда сигнал отправлен на проектор, до отображения на экране.

Jack. Разъем для подсоединения наушников, микрофонов, аудио- и видео устройств.

LCD (Liquid Cristal Display) или ЖК (жидкокристаллические) проекторы. Проекторы со светомодулирующими просветными матрицами на жидких кристаллах. Степень пропускания света пикселами матрицы зависит от ориентации молекул жидких кристаллов. Этой ориентацией можно управлять, изменяя электрический потенциал, подаваемый на ЖК ячейку тонкопленочными транзисторами (TFT).

LCD-проекторы одноматричные. Устройства, единственная матрица которых состоит из пикселов, ответственных за передачу основных цветов — красного, синего и зеленого. Такая матрица имеет диагональ 6,4 дюйма. Одноматричные LCD-проекторы недороги, но имеют ограниченную контрастность и ограниченную яркость.

LCD-проекторы трехматричные. Устройства, имеющие три LCD-матрицы, каждая из которых отвечает за один из основных цветов — красный, зеленый и синий. Размеры таких матриц составляют 0,9, 1,3 или 1,8 дюйма. Трехматричные проекторы имеют более высокие показатели, чем проекторы с одной панелью.

LCoS. Жидкие Кристаллы на Кремнии. Технология проецирования, использующая отражающий чип (как в DLP), поверх которого расположена формирующая изображение ЖК матрица (как в LCD). Таким образом, LCoS чип сочетает в себе принципы обеих технологий. Отличие от LCD в том, что LCoS чип не пропускает свет, а отражает его. Отличие от DLP в том, что вместо микрозеркал используется ЖК матрица для формирования изображения.

LED. В светодиодных проекторах светодиоды заменяют лампы сверхвысокого давления. Это даёт лучшую цветопередачу, отсутствие необходимости в дополнительном охлаждении и миниатюризацию. Недостатком LED является низкая яркость

Letterboxing. Проецируемые на экран чёрные полосы означают, что формат изображения не соответствует формату проектора (соотношение сторон). Так, при проецировании изображения 4:3 на экран 16:9 полосы будут слева и справа, а при проецировании 2,40:1 кинематографического видеоряда на экран 16:9 — сверху и снизу. От слова letterbox (почтовый ящик). Вместо леттербоксинга можно растянуть изображение, обрезав выступающие за края части, либо растянуть на весь экран, нарушив его пропорции.

MLA. Micro Lens Array (массив микролинз). Оптический блок, который устанавливается на матрицы для увеличения световой отдачи LCD-проекторов.

MotionFlow. Версия технологии интерполяции кадров от Sony

Offset projection. Сдвиг линзы означает смещение центра изображения вверх или вниз относительно центра линзы без поворота проектора. Это полезно при проецировании со стола, либо с потолочного крепления. 100% офсет при проецировании со стола означает, что нижний край изображения расположен на уровне центра линзы. 125% — что он выше уровня линзы на 25% * высоту изображения. 50% офсет означал бы, что изображение проецируется строго по центру.

OSD (On-Screen Display). Отражение информации о текущих настройках проектора на экране.

PCMCIA. Формат карт памяти, используемых в качестве носителей информации (вместо компьютера) для проекторов, имеющих порт PCMCIA.

Phono (cinch). Разъем «тюльпан» для передачи аудио-сигнала и композитного видео-сигнала.

Posterisation. Уменьшенное количество цветовых оттенков, резкий переход между цветами вместо плавных полутонов. Хорошо заметное уменьшение числа градаций цветов.

QFHD. Quad Full High Definition. Разрешение 3840?2160 с соотношением сторон 16:9. Иногда именуется 4K. Соответствует четырёхкратному Full HD разрешению. Интерфейс HDMI 1.4 поддерживает данный стандарт.

Reality Creation. Технология улучшения детализации изображения от Sony.

Reflective 3LCD. Название, используемое компанией Epson для своей версии технологии LCoS.

RGB цветовое колесо. RGB Color wheel. В DLP проекторе, цветовое колесо с тремя цветовыми сегментами (красный, зелёный, синий), без прозрачного сегмента. RGB колесо подразумевает, что проектор не завышает яркость белого по сравнению с яркостью цветов, что важно для правильной цветопередачи.

RGB. Базовые цвета. Формирование изображения с помощью аддитивного смешения основных цветов. Цвета данной модели обычно представляются в виде трех значений (интенсивности красного, синего и зеленого), от 0 до 255 напр. (255, 255, 255) — белый, (0, 0, 0) — черный, (255, 0, 255) — фиолетовый. RGB — иногда подразумевается VGA разъем.

RGBRGB цветовое колесо. RGB цветовое колесо с удвоением каждого сегмента, за счёт которого за один оборот колеса картинка обновляется два раза, а не один. Таким образом, формально это удваивает скорость колеса в два раза, уменьшая вероятность возникновения «эффекта радуги».

RS232. Интерфейс для управления проектором (в частности, с панелей AMX и Crestron).

Screen-door effect. Видимые вблизи от экрана на проецируемом изображении тонкие линии, разделяющих пикселы, создающие впечатление, что изображение проецируется через сетку. Данный артефакт характерен для ЖК технологии.

Sharpen. Увеличение резкости (уменьшение размытости) актуально, когда материал, записанный в низком разрешении отображается на проекторе, позволяющем отобразить большее разрешение (например FullHD на 4K, либо DVD-VIDEO на Full HD). Иначе это называется «апскейлинг». Второй вариант — когда изображение записано в высоком разрешении, но изначально размыто (например не в фокусе). Увеличение резкости означает анализ изображений в реальном времени и применение тех или иных алгоритмов. Среди технологий, увеличивающих резкость Super Resolution, Reality Creation и др. Стоит отметить, что подобные алгоритмы не способны существенно улучшить качество изображения, т.к. для этого пришлось бы придумать детали, которых в анализируемом изображении нет.

Super Resolution. Технология улучшения детализации изображения от Epson.

SVGA. Графический стандарт с разрешением 800х600 точек. До широкого распространения LCD мониторов — стандартное разрешение ЭЛТ мониторов с соотношением сторон 4:3. Данное разрешение близко к DVD качеству (у DVD 720×480) и используется в самых недорогих моделях проекторов, либо в мини проекторах.

SXGA. Графический стандарт с разрешением 1280х1024 точек.

SXRD. Название, используемое Sony для своей версии технологии LCoS.

THX. Совокупность требований к оборудованию для домашнего кинотеатра и помещению. Предполагается, что, собрав систему из отдельных THX-совместимых компонентов, вы получаете THX-совместимую систему. У THX-совместимого проектора на пульте должна быть кнопочка «THX». Отмечу, что речь идет исключительно об устройствах High-end класса. В ряде случаев американская версия устройства поддерживает THX, а продающаяся в СНГ — нет. Причина — недостаточная популярность и распространенность THX стандарта.

UHP. Лампы сверхвысокого давления (ртутные газоразрядные лампы) используются в большинстве современных проекторов и обладают исключительно высокой яркостью, высоким энергопотреблением и высокой температурой, требующей использования системы охлаждения.

UXGA. Графический стандарт с разрешением 1600х1280 точек.

VGA. Графический стандарт с разрешением 640х480 точек.

ViewMatch. Технология и режим изображения у DLP проекторов ViewSonic, автоматически переключающийся между большей яркостью и большей точностью цветов, в зависимости от выводимого на экран контента.

WXGA. Стандартное разрешение монитора с соотношением сторон 16:10. Разрешение позволяет разместить по вертикали изображение/программу 1024×768, плюс нижнюю панель операционной системы. Также данное разрешение вмещает в себя HD изображение (1280×720). Также WXGA может называться разрешение в 1280×768, то есть разрешение XGA, расширенное до соотношения сторон 16:9.

XGA. Графический стандарт с разрешением 1024х768 точек. До широкого распространения LCD мониторов — стандартное разрешение ЭЛТ мониторов с соотношением сторон 4:3. Данное разрешение почти равно по вертикали разрешению 1280×800 и является хорошим вариантом для бюджетного проектора для офиса и образования.

Автофокус — auto-focus. Автофокус позволяет автоматически фокусировать объектив без помощи пользователя, делая установку простой и быстрой даже для неопытных пользователей. Обычно данная функция используется в мобильных проекторах.

Аддитивное смешение цветов. Принцип формирования цветного изображения проектором. Используется в 3LCD и LCoS технологиях. Основные принципы таковы: при отсутствии свечения отображается чёрный, сри одновременном свечении трёх основных цветов (красного, зелёного, синего) отображается белый. Смешение основных цветов даёт всё многообразие цветовой палитры. Жёлтый = красный + зелёный и т.д.

Алгоритм масштабирования. Цифровое масштабирование всегда означает потерю качества. Тем не менее, более тщательная обработка изображения позволяет сделать его более чётким, но задействует больше вычислительных ресурсов, поэтому применение качественных методов масштабирования «на лету» — удел дорогих проекторов.

Анаморфотная линза. Anamorphic lens. Если фильм записан на Blu-Ray в кинематографическом (анаморфном) формате, при отображении на кинематографический экран осуществляют следующие манипуляции: растягивают изображение по вертикали для заполнения экрана, после чего одевают на объектив широкоформатную линзу, которая растягивает изображение оптически в ширину. Другой способ — просто использовать оптическое масштабирование, при этом по ширине изображение будет доходить до краёв экрана, а чёрные полосы будут проецироваться за пределы экрана, выше и ниже рабочей поверхности.

Апскейлинг. Когда на проектор посылается изображение с меньшим разрешением, чем разрешение проектора, например при воспроизведении DVD на full HD проекторе, последний должен увеличить разрешение изначального материала. При этом, в более дорогих моделях может также использоваться тот или иной алгоритм улучшения деталей, или повышения чёткости, чтобы полученное изображение не выглядело слишком размытым.

Базовые цвета. RGB. Основные принципы смешения цветов, используемые всеми технологиями проецирования: при отсутствии свечения отображается чёрный, при одновременном свечении трёх основных цветов (красного, зелёного, синего) отображается белый. Смешение основных цветов даёт всё многообразие цветовой палитры. Жёлтый = красный + зелёный, голубой (cyan) = синий + зелёный, фиолетовый = красный + синий, коричневый = красный + немного синего + немного зелёного и т.д.

Баланс белого. White Balance. Greyscale Calibration. Регулировка баланса белого требуется для возможности отображать нейтральные цвета: от чёрного до белого, в которых нет примеси красного, зелёного или синего. Такой нейтральный цвет соответствует понятию «точки белого», или D65.

Белая точка. Самый светлый белый, светлее которой отобразить невозможно на данном оборудовании. Попытка отобразить более светлый белый приведёт к отображению точно такого же белого. Белая точка описывается, используя одну из объективных шкал измерения цвета.

Белый цвет. Цвет, получаемый аддитивным смешением красного, синего и зеленого, либо цвет свечения лампы, который может быть разложен на основные цвета. На белом цвете лучше всего заметно мерцание экрана, связанное с частотой вертикальной развертки.

Вариофокальный объектив или зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием.

Вертикальная частота (частота полукадров или частота кадров) — количество полей (полукадров) или кадров, передаваемых за секунду, в Гц.

Вес проектора влияет на удобство его перемещения и транспортировки.У современных офисных проекторов и проекторов для образования вес, как правило, не превышает 4 кг. Стационарные проекторы для больших помещений и домашних кинотеатров могут весить больше 7 кг.

Время отклика. Response time. Показывает, сколько времени требуется проектору для полного обновления картинки. При измерении могут использоваться переключение с белого экрана на чёрный и обратно и т.д. Если время отклика велико, то за движущимися объектами на экране может быть замечен шлейф, а если движется значительная часть изображения, то оно становится размытым. Иногда время отклика называют инерционностью. Не следует путать с задержкой ввода.

Гамма-коррекция. Коррекция нелинейности передачи уровней яркости сигнала. Способствует улучшению качества изображения: усилению цветовой насыщенности, улучшению воспроизведения деталей в тенях.

Гибкость установки. Flexibility. Выбор места для проектора ограничен параметрами помещения, характеристиками проектора, вроде проекционного соотношения, желаемым размером экрана. Например, если известно, куда вы хотите поставить проектор и где будет экран, варианты диагонали изображения будут ограничены. Или же, зная желаемую диагональ и место установки проектора, вам могут не подойти те или иные модели, либо потребуются дополнительные объективы. Если нет возможность расположить проектор оптимально, под прямым углом к экрану, потребуются такие технологии, как сдвиг объектива, либо коррекция трапецеидальных искажений.

Горизонтальная частота. Частота строк. Количество строк разложения, передаваемых за секунду, измеряется в кГц.

Деинтерлейсинг. Deinterlacing. Устранение эффекта гребенки у видео, которое закодировано в чересстрочном формате (например 1080i). Для деинтерлейсинга видео, изначально закодированного в чересстрочном формате, применяются различные алгоритмы обработки видео, дающие различное качество деинтерлейсинга. См. интерлейс/чересстрочная развертка.

Диагональ изображения. Размер экрана, как правило, определяется его диагональю, которая измеряется в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). При этом при рассчёте размера экрана в зависимости от расстояния до проектора используется ширина экрана, а не диагональ. Также следует учитывать, что у проекционного экрана размер рабочей поверхности, на которую проецируется изображение, может быть меньше, чем размер всей поверхности экрана из-за присутствия чёрных рамок.

Диагональная матрица. Diamond Pixel. Используется в ряде DLP мини-проекторов на базе LED источника света. Матрица наклонена под углом 45 градусов и, даже при поступлении на проектор изображения в его родном разрешении, происходит потеря качества (размытие), т.к. точки исходного изображения всё равно не совпадают с пикселями диагональной матрицы и требуется пересчёт (ресэмплирование).

Динамическая контрастность. Dynamic range. Dynamic iris. При наличии у проектора приспособлений, вроде динамической диафрагмы, позволяющих уменьшить световой поток, появляется возможность на темных сценах фильмов добиться лучшей глубины черного. Динамическая контрастность, в отличие от ANSI контрастности — это отношение самого освещенности экрана при отображении самого яркого изображения (белого) к освещенности экрана при отображении самого темного изображения (черного). При этом, динамическая диафрагма, в десятки раз уменьшая освещенность темных сцен, в десятки раз увеличивает значение контрастности. Именно этот параметр указывается в спецификациях.

Динамический диапазон. В отношении проекторов, синоним понятия контрастности. Точнее, реальной контрастности, или ANSI контрастности. Существуют сцены, требующие отображения большого диапазона яркости, например вид из тёмного помещения на улицу в солнечный день. Чтобы реалистично воспроизвести это изображение, требуется большая контрастность.

Динамический режим изображения. Dynamic mode. Обычно, режим с самой высокой яркостью, которую может дать проектор, в ущерб точности цветопередачи. Востребован для просмотра 3D и в освещённых помещениях. На англ. «dynamic» — ещё и живой, энергичный.

Дихроичные зеркала. Dichroic Mirrors. Дихроичные зеркала (фильтры) пропускают определённый диапазон цветов, отражая остальные. Позволяют разделить белый свет на красный, синий и зелёный компоненты.

Домашний кинотеатр. Home theater. Набор решений для создания оптимальных условий для просмотра фильмов и др. аудио-видео материалов у себя дома. Предполагает использование высококачественного оборудования для видео-отображения, чтобы добиться наилучшего эффекта присутствия. При использовании проектора с экраном, для достижения наилучшего качества изображения помещение полностью затемняется, иначе невозможно реализовать их преимущества перед яркими проекторами, рассчитанными на использование в светлых помещениях. Домашний кинотеатр также может предполагать использование высококачественной акустической системы, звукоизоляции и грамотного акустического проектирования помещения, специальной отделки помещения и мебели.

Желаемая диагональ изображения. Для получения желаемой диагонали изображения требуется расположить проектор на определённом расстоянии от экрана, рассчитать которое можно с помощью проекционного калькулятора, либо зная проекционный коэффициент проектора, указываемый производителем. Так, проекционное расстояние равно от (минимальное проекционное соотношение *ширина экрана), до (максимальное проекционное соотношение * ширина экрана). Указывается два значения в случае присутствия оптического зума.

Желтый цвет. Цвет, получаемый аддитивным смешением красного и зеленого.

ЖК матрица. Сетка из жидких кристаллов, способных при подаче на них напряжения полностью, либо частично блокировать проходящий через них свет. Таким образом, ЖК матрица способна формировать изображение в оттенках серого. Для создания цветного изображения используются 3 матрицы, через каждую из которых проходит один из базовых цветов (красный, синий, зелёный). Объединяясь в призме, они формируют цветное изображения.

Задержка вывода. Input lag. Разница во времени между моментом, когда кадр изображения передан на проектор и когда он отображен на экране. Чем больше обработки изображения требуется от проектора, например, при использовании подавления шумов или увеличения резкости, тем больше задержка вывода. При стандарте в 60 fps (кадров в секунду), задержка измеряется в кадрах, либо миллисекундах. 1 кадр примерно равен 16,7 миллисекундам (1/1000 сек.). Задержка более 4-х кадров считается слишком высокой для динамичных видеоигр, поскольку вызывает ощущение инертности управления.

Затемненное помещение. Попадание света на экран приводит к сильному ухудшению контрастности изображения. Затемнённые помещения подходят для использования проекторов для домашних кинотеатров и позволяют получить наилучшее качество изображения у любого проектора. В затемненном помещении уровень контрастности ближе к заявленному.

Зернистость. Зернистостью изображения часто называют чётко различимые пиксели, либо screen-door эффект. Зернистостью также называют цифровой шум, разноцветные точки, хаотично разбросанные по кадру и связанные со спецификой условий съёмки и особенностями матрицы камеры.

Зум ручной. Изменение размеров изображения вручную при помощи кольца на объективе.

Зум с электроприводом. Изменение размеров изображения посредством ИК пульта дистанционного управления.

ИК дистанционная мышь. Позволяет управлять компьютерной мышью посредством инфракрасного пульта дистанционного управления проектором.

Инерционность изображения. Возникает, когда остаточное или так называемое «фантомное» изображение не исчезает с экрана. В отличие от выгорания пикселей, инерционность изображений на LCD проекторах — временное явление и исчезает, если отключить проектор на то время, в течение которого отображалось неподвижное изображение, однако следует избегать отображения неподвижных изображений в течение длительного времени.

Интерактивная доска. Interactive whiteboard. Представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Интерактивный проектор. Interactive projector. Проектор позволяет работать с проецируемым на любую поверхность изображением, как с интерактивной доской. Снабжены электронным пером, которое, заменяя мышь, позволяет управлять компьютером через проецируемое изображение, а также — рисовать поверх проецируемого изображения. Как правило, интерактивные проекторы снабжаются специализированным ПО (например, для образования).

Интерлейс. Interlace. Чересстрочный формат видео, в котором последовательно кодируется кадр с четными строками и кадр с нечетными строками. Таким образом экономится пропускная способность — к примеру, при отображении сигнала 1080i устройство отображает разрешение 1920×1080, но при этом чередует кадры с четными и нечетными строками. На динамичных сценах это приводит к эффекту гребенки. Противоположность чересстрочному формату — прогрессивная развертка, например 1080p, где в каждом кадре содержатся и четные и нечетные строки.

Калибровка. Calibration. Прежде всего, приведение цветопередачи проектора к некому стандарту для точного отображения Баланса Белого и правильных оттенков цветов. Точная калибровка требует наличия приборов для определения цвета: колориметра или спектрофотометра, а также — наличия встроенной в проектор системы управления цветом. Без перечисленного, возможности по калибровке проектора крайне ограничены.

Качество изображения означает, по сути, точность цветопередачи. Для проекторов различных сегментов качество определяется по-разному. Для бюджетных проекторов, используемых в освещенных помещениях это — в первую очередь яркость белого и соответствие ей цветовой яркости. Для проекторов, используемых в темноте, влияние яркости белого меньше, а влияние контрастности возрастает. Для проекторов для домашних кинотеатров — охват цветовой палитры, точность цветопередачи. Разрешение проектора влияет на четкость изображения.

Кино-режим. Кинозал. Cinema mode. Режим картинки проектора, по умолчанию обладающий самой точной цветопередачей в ущерб яркости.

Компрессия. Сжатие изображения с высоким разрешением для приспособления его к разрешению матрицы проектора. Новейшие методы сжатия сопровождаются минимальной потерей информации.

Контрастность. Отношение освещенности самого яркого участка изображения к самому темному. Соответственно, контрастность проектора зависит как от яркости проектора, так и от его способности показывать глубокий черный цвет (в идеальных условиях).
Контрастность изображения ухудшается в десятки и сотни раз при появлении в помещении малейшего света. См. также ANSI контрастность, динамическая контрастность. Характеристика изображения, показывающая соотношение яркости черных и белых деталей изображения

Контрастность изображения. Замер контрастности может в сотни раз отличается от заявленных значений, полученных в условиях идеального затемнения помещения. Пример: контрастность проектора 10000:1, при включенных люминесцентных лампах получается контрастность 25:1.

Короткофокусные проекторы. Short-throw. Проекторы созданные для классов, аудиторий и переговорных комнат, короткофокусные проекторы оснащаются широкоугольными объективами, позволяющими проецировать большие изображения с очень небольших расстояний. Такие проекторы идеальны для использования совместно с интерактивными досками, так, как выступающий перед аудиторией не бросает тень на проецируемое изображение. Другим преимуществом является то, что выступающего не ослепляет свет проектора.

Коррекция геометрии. Keystone correction. Компенсация искажений изображения, вызванных изогнутой проекционной поверхностью.

Коррекция трапецеидальных искажений. Исправление геометрических искажений изображения, возникающих из-за не параллельности оптических осей проектора и экрана.

Коэффициент усиления экрана. Screen gain. Величина, характеризующая степень концентрации направленного к зрителям светового потока в сравнении с потоком, отраженным от эталонной диффузной поверхности (матовой белой).

Лампа. Лампа является источником света, который после ряда преобразований трансформируется в изображение на экране благодаря применений одной из технологий, вроде LCD, DLP и LCoS. В настоящий момент наиболее распространены UHF лампы и LED лампы, отличающиеся яркостью, энергопотреблением, рабочей температурой, компактностью и чистотой цветов.

Лампы проекционные UHP и UHE. Металлогалогенные лампы последнего поколения. Отличаются высоким ресурсом и служат долго без потери яркости.

Лампы проекционные галогенные. Источники света, придающие изображению «теплый оттенок», что благоприятнодля длительного просмотра графиков и текстов.

Лампы проекционные металлогалогенные. Источники света, позволяющие получить изображение в «холодных» тонах, что наилучшим образом подходит для демонстрации мультимедийных презентаций и видеофильмов.

Максимальное проекционное расстояние. Расстояние ограничивается яркостью проектора. При проецировании с большего расстояния изображение будет недостаточно ярким.

Масштабирование. Масштабирование позволяет изменять размер изображения на экране, не меняя проекционное расстояние (положение проектора) и не теряя качества изображения. При оптическом масштабировании используются линзы объектива и не происходит ухудшение качества изображения. Цифровое масштабирование (digital zoom) по сути означает проецирование оригинального изображения на меньшей части экрана с ухудшением качества. Например, мы решаем уменьшить на 10% картинку с разрешением 1024×768. Это означает, что мы даём задание проектору преобразовать изображение 1024×768 в 922×691 и отобразить по центру, окружив чёрной рамкой. Коррекция трапецеидальных искажений также является цифровым масштабированием, ухудшающим качество изображения.

Матрицы (чипы, панели). Главная часть светомодулирующей системы проекторов. Работают на отражение (DMD) или на просвет (LCD).
Матрицы модулируют световой поток проекционной лампы в соответствии с электрическими сигналами RGB. В проекторах может быть одна, две или три светомодулирующие матрицы.

Микрозеркало. Micromirror. Из микрозеркал состоит DMD чип DLP проектора. Чип представляет собой матрицу из микроскопических зеркал, расположенных на управляющих элементах. При подаче напряжения на соответствующую ячейку, микрозеркало отклоняется. Таким образом, каждый элемент матрицы отражает свет на объектив проектора (то есть на экран), либо на радиатор (светопоглотитель). Микрозеркала, переключаясь между чёрным и белым много раз в секунду, формируют оттенки серого. Проходя через цветовое колесо DLP проектора, полученное изображение окрашивается в базовые цвета.

Микролинзовая технология. MLA — Micro Lens Array. Применяется для увеличения световой отдачи LCD-проекторов. Для этого на матрицы устанавливается массив собирающих микролинз.

Мини проектор. Карманные проекторы помещаются на ладони, но не соответствуют по размерам телефонам. Световой поток таких проекторов менее 400 лм.

Минимальное проекционное расстояние. Ограничивается минимальным фокусным расстоянием линзы. Проецируемое с меньшего расстояния изображение будет расфокусировано.

Моторизованный объектив. Может фокусироваться с помощью пульта, либо автоматически. Это полезно для мобильных проекторов, либо, например, установленных под потолком, когда нет возможности управлять объективом вручную.

Мультимедиа. Взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одноцифровом представлении.

Мультимедийные проекторы. Проекторы для отображения компьютерного и видео изображения на экран. Наиболее широко распространены LCD-, DLP- и CRT-проекторы.

Настенное крепление. Wall mount. Крепление позволяющее гармонично вписать проектор в помещение и минимизировать занимаемое проектором полезное пространство. Для короткофокусных проекторов настенное крепление является идеальным стационарным креплением, позволяющим расположить проектор непосредственно над экраном, на расстоянии от его поверхности 50 см и менее.

Настольная установка. Table mount. Простой вариант установки проектора, отлично подходящий для переговорных комнат и аудиторий. При настольной установке положение проектора не фиксируется и его настройки фокуса и геометрии могут быть сбиты при перемещении аппарата.

Нативный, нативная. Изначально присущая устройству. Например, проектор имеет разрешение матрицы 1280×800, но может принимать сигнал в разрешении 1920×1080. Его нативное разрешение 1280×800, но «поддерживается разрешение 1920×1080».

Незатемненное помещение. Попадание света на экран приводит к сильному ухудшению контрастности изображения. Поэтому в помещениях, которые нет возможности полностью затемнить, проекторы для домашнего кинотеатра не смогут продемонстрировать свои преимущества по контрастности. Для незатемнённых помещений нужны проекторы с высокой яркостью.

Обратная проекция. Rear projection. Большинство проекторов способны осуществлять рирпроекцию. Для рирпроекции необходим специальный прозрачный экран, позади которого располагается проектор, на котором через меню выбирается соответствующий режим проекции. Основное преимущество рирпроекции в том, что люди, находящиеся перед экраном, не бросают теней на экран. Для рирпроекции требуется высокая яркость проектора, т.к. значительная часть мощности теряется при прохождении через экран. Так как экраны для рирпроекции имеют высокий коэффициент передачи, угол обзора уменьшается, поэтому зрители должны располагаться как можно ближе к центру.

Объектив. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии).

Оптический зум. Optical zoom. Объектив с оптическим масштабированием позволяет увеличивать изображение в n раз, что позволяет не обязательно устанавливать проектора на строго определённом расстоянии от экрана для того, чтобы заполнить изображением всю его поверхность. Если объектив позволяет масштабировать изображение в 1,6 раз, то проекционное расстояние может быть любым в диапазоне от (проекционный коэффициент * ширина экрана), до (проекционный коэффициент * 1,6 * ширина экрана). Оптическое масштабирование не приводит к потере качества.

Отражающая DMD-панель. Полупроводниковая матрица, над ячейками которой расположены крошечные подвижные зеркала. В зависимости от электрического потенциала по краям ячейки, зеркальце поворачивается на +-10 градусов до 50 000 раз в секунду. При этом отраженный от зеркальца свет периодически попадает в оптическую систему. Таким образом дозируется количество света, отправляемого каждым пикселом матрицы на экран. Пульсации света происходят с высокой частотой и незаметны для глаза.
Достоинствами микрозеркальной технологии являются высокая световая эффективность, неразличимость пиксельной структуры и малая инерционность, что особенно важно при отображении видео-сигнала. Так же, как и в случае LCD-проекторов, устройства DLP могут иметь одну или три матрицы DMD.

Охлаждение. Система охлаждения требуется в проекторах, работающих на газоразрядных лампах, генерирующих большое количество тепла.

Память объектива. Lens Memory. Способность проектора запоминать настроенные пользователем положения моторизованных фокуса, зума(масштабирования) и сдвига линзы и быстро переключаться между ними. Если у вас домашний кинотеатр и широкоформатный экран под 2,35:1 Cinemascope, то переключение между этим форматом и стандартным 16:9 всякий раз потребует перенастройки масштабирования и фокусировки, что при большом расстоянии от экрана до проектора слишком утомительно.

Параллакс. Parallax. В 3D, расстояние между объектом на кадре для левого глаза и тем же объектом на кадре для правого глаза. Если на кадре для левого кадра объект расположен правее, а на правом — левее, то взгляд фокусируется на объекте за экраном (позитивный параллакс). Если на кадре для левого глаза объект расположен левее, а на правом — правее, то объект оказывается «расположен перед экраном» (негативный параллакс). Если на кадре для левого и правого кадра объект расположен без смещения, то взгляд будет фокусироваться на уровне экрана (нулевой параллакс).

Пикопроектор. Пико-проектор. Pico projector. Проектор небольшого, карманного размера. Часто выполнен в форм-факторе сотового телефона и имеет аналогичный размер. Термин пико-проектор также может означать миниатюрный проектор, встроенный в фотокамеру, мобильный телефон, PDA и другую мобильную технику.

Пиксел. Pixel. Мельчайшая единица, проецируемая на экран и различимая зрителем. Изображение Full HD состоит из 1920*1080 = 2073600 точек. Количество точек, которые могут быть отображены — разрешение проектора.Наименьший элемент изображения.

Полоса частот. Диапазон частот, в котором способен работать проектор, измеряется в МГц.

Портативный проектор. Portable projector. Mobile projector. Как правило, полноценный яркий проектор (2000 и более люмен), пригодный для транспортировки и проведения мобильных презентаций. Вес такого проектора менее 4,5 кг, то есть практически все офисные проекторы являются мобильными. Иногда встречаются специализированные модели, предназначенные для транспортировки в сумках и приближающиеся по размеру к ноутбукам. Иногда мобильными и портативными называют ультра-портативные и пико-проекторы.

Последовательное смешение цветов. При быстром вращении цветового колеса DLP проектора с окрашенными в разные цвета сегментами на экран последовательно проецируются красные, зелёные, синие и т.д. изображения. Эти изображения (цвета) суммируются «в голове зрителя» вследствие инерционности зрения.

Потолочное крепление. Ceiling mounting. Практически все проекторы могут быть установлены под потолком. Для этого они имеют отверстия в днище. При установке на потолочное крепление, проектор переворачивают вверх ногами и привинчивают к креплению. Для того, чтобы повернуть на 1800 изображение, в меню необходимо выбрать потолочный вариант установки. Преимущество потолочной установки в том, что проектор не занимает места в комнате, а его ориентацию и настройки нельзя нарушить.

Призма. Prism. Оптический элемент из прозрачного материала, в котором преломляется свет. В проекторах призмы используются для объединения красного, синего и зелёного компонентов изображения в итоговое изображение, которое проецируется на экран. Также призмы используются в анаморфных линзах, трансформирующих изображение 16:9 в кинотеатральный формат.

Прогрессивная развертка. Progressive scan. Формат видео, в котором каждый кадр содержит все строки, например 1080p.
Противоположность чересстрочному формату (1080i).

Проектор для домашних развлечений. Home entertainment. Проектор рассчитан для просмотра HD и FullHD фильмов, видеоигр, использования совместно с мобильными устройствами. Принципиально выделяются проекторы для домашних кинотеатров, рассчитанные на достижения максимального качества изображения в затемнённых помещениях. Остальные модели могут быть яркими (для использования в незатемнённых помещениях) и обладать дополнительным функционалом, вроде упомянутого выше соединения с устройствами Apple. Проекторы для домашних развлечений оснащаются HDMI разъёмом.

Проектор. Устройство, принимающее цифровой видеосигнал и формирующие изображение, которое с помощью системы линз проецируется на внешнюю поверхность (экран). Современный проектор можно назвать видеопроектором, мультимедиа проектором, цифровым проектором, поскольку все современные проекторы способны отображать видео, используют цифровую передачу и обработку данных, совместимы с ПК. Основное преимущество проекторов — формирование изображений, многократно превосходящих по размеру само устройство.

Проекторы для бизнеса. Business projector. Обладают высокой мощностью, позволяющей проецировать чёткую картинку в освещённом помещении, совместимы с ПК и имеют соответствующие разъёмы, портативны, просты и гибки в установке, настройке и подключении.
Проекторы для бизнеса, как правило, весят не более 4 кг. Сверх мобильные проекторы переносятся в сумках, близких по габаритам к ноутбукам. Короткофокусные и ультра-короткофокусные проекторы могут быть расположены в 50 см и менее от экрана, не светят в глаза выступающему и не бросают тень. Интерактивные проекторы позволяют использовать любую поверхность, как интерактивную доску, или интерактивные экран. Мини проекторы имеют размеры, приближающиеся к мобильным телефонам и могут быть к ним подключены.

Проекторы для образования обладают высокой мощностью, позволяющей проецировать чёткую картинку в освещённом помещении, совместимы с ПК, DVD плеерами и подобными устройствами, имеют соответствующие разъёмы, портативны и легки, просты и гибки в установке, настройке и подключении, имеют защиту от краж. Короткофокусные и ультра-короткофокусные проекторы могут быть расположены в 50 см и менее от экрана, не светят в глаза выступающему и не бросают тень. Интерактивные проекторы позволяют использовать любую поверхность, как интерактивную доску, или интерактивные экран.

Проекционное расстояние. Projection distance. Throw distance. Расстояние показывает, какая дистанция для экрана нужна, чтобы получить ту или иную ширину изображение. Проекционное расстояние = проекционный коэффициент * ширина изображения. Пример: при проекционном коэффициенте 1,4-1,8, чтобы получить изображение с шириной в 300 см, нужно проекционное расстояние 420-540см (300*1,4 и 300*1,8 соответственно).

Проекционный калькулятор. Онлайн инструмент, обычно доступный на сайте производителя проекторов, позволяющий для конкретной модели рассчитать проекционное расстояние, ширину экрана, необходимую яркость проектора для данных условий освещённости в помещении и т.д.

Проекционный коэффициент. Throw ratio. Показывает, на каком расстоянии от экрана следует установить проектор, чтобы он отображал картинку заданной ширины. Пример: при проекционном коэффициенте 1,4-1,8, чтобы получить изображение с шириной в 300 см, нужно проекционное расстояние 420-540см (300*1,4 и 300*1,8 соответственно). Проекционный коэффициент = проекционное расстояние / ширина изображения.

Проекция на просвет. REAR проекция. Проекция на полупрозрачный просветный экран, при которой проектор и зрители располагаются по разные стороны экрана.

Проецирование на стол. При проецировании на стол проектор закрепляется над столом стационарно и позволяет обсуждать электронные документы, собравшись вокруг стола. Такая ориентация изображения интуитивно близка к широкоформатным бумажным материалам, таким, как чертежи, и часто востребована в ВУЗах. Используя интерактивный проектор, участвующие в обсуждении смогут рисовать и добавлять комментарии на проецируемых документах, превращая стол в интерактивный экран.

Разрешение проектора. Resolution. Количество пикселов матрицы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Максимальное число различимых точек (пикселей), которые проектор физически способен отобразить. Разрешение проектора соответствует разрешению используемой в проекторе матрицы/матриц. Проекторы также обладают способностью преобразовывать входной сигнал в свой формат, даже если он не соответствует разрешению проектора. В этом случае происходит потеря деталей и ухудшение качества изображения.

Рекомендация 709. Rec.709. BT.709 организации ITU-R (МСЭ-Р). Основной действующий на данный момент стандарт для 1080p HDTV. Рекомендация, в частности, предполагает использование цветового пространства sRGB, в соответствии с которым может осуществляется точная регулировка цветов проектора.

Ресурс лампы. Lamp life. Обычно производители предоставляют две цифры, определяющие срок жизни лампы: в обычном режиме эксплуатации и в режиме экономии. Помимо режима эксплуатации на срок жизни лампы влияет количество часов в сутки, когда проектор включён, а также условия окружающей среды вроде пыли и дыма. Продлить жизнь лампе позволяет правильный уход за оборудованием: например, чистка воздушных фильтров в LCD проекторах. В виду всех перечисленных обстоятельств, реальный срок жизни лампы невозможно точно определить. Поэтому производители предоставляют ожидаемый срок жизни лампы. Сроки гарантии на лампу различаются у разных производителей, например: 1 год, либо 1000 часов работы лампы.

Родное разрешение. Native resolution. Разрешение проектора, равное разрешению используемых в нём матриц. В спецификациях проектора также указывается, какие разрешения он принимает на входе, преобразуя изображение в свой родной формат.

Сведение пикселей. Pixel convergence. Расхождение пикселей трёх базовых цветов на экране делает отдельные точки размытыми. Теоретически нарушение сведения пикселей может произойти в проекторах с тремя матрицами под действием высоких температур, когда положение матриц может сдвинуться со временем и синий, зелёный и красный компоненты каждой точки перестанут идеально точно совпадать.

Светофильтр. Оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.

Сдвиг линзы. Lens shift. Сдвиг линз означает смещение центра изображения относительно центра линзы без поворота проектора. Другими словами, изображение просто сдвигается вверх-вниз, либо влево-вправо. Если проектор не может быть установлен ровно напротив центра экрана, эта функция позволяет без потери качества скорректировать изображение.

Скорость цветового колеса. Чем выше скорость вращения цветового колеса DLP проектора, тем чаще цветные изображения чередуются на экране и тем меньше вероятность, что зритель увидит на экране артефакты, вроде «эффекта радуги». Скорость 1x означает вращение колеса со скоростью 3600 поворотов в минуту, или 60 Гц. 2х означает 120 Гц, то есть удвоенная скорость вращения колеса, либо удвоение количества сегментов на колесе со скоростью 60 Гц (каждый цвет повторяется на колесе 2 раза). И т.д.

Сменные объективы. Interchangeable lenses. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии).

Соотношение сторон. Aspect ratio. Говоря о формате изображения 16:9 (оно же 1,78:1), подразумевается соотношение ширины кадра к высоте. В данном случае, ширина изображения в 1,78 раз больше высоты. Это широкоформатное изображение, современный стандарт для HD контента. Соотношение сторон 4:3 (оно же 1,33:1) по форме ближе к квадрату и было стандартным для телевизоров и мониторов до середины 2000-х, а теперь уходит в историю. Третьим важным форматом является 2.40:1, используемый в кинотеатрах.

Средние тона. Midtones. Участок изображения с цветами средней яркости, не тени и не света. Большинство объектов прорисовываются в средних тонах.

Стереопара. Стереопара — два изображения одного объекта или сцены, снятые с точек, находящихся на некотором смещении друг от друга. Также стереопара — это один кадр 3D материала. Чаще всего встречаются горизонтальные (side-by-side) стереопары и вертикальные: в одном кадре размещены две перспективы (слева-справа, либо сверху-снизу).

Стоп-кадр. Freeze. «Замораживание» демонстрируемого изображения для того, чтобы незаметно для зрителей подобрать следующее.

Сходимость. Слияние монохромных RGB (красного, зеленого, синего) изображений от трехматричного проектора. При плохой сходимости видны цветные окантовки по краям деталей изображения.

Телеобъектив. Telephoto lens. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии).

Тени. Shadows. Участки изображения, на которых имеются цвета, по яркости близкие к минимальной (к чёрному цвету). Качество деталей в тенях во многом зависит от контрастности проектора. противоположное теням — света.

Теплоотдача. Газоразрядные лампы, используемые в большинстве проекторов, генерируют большое количество тепла, поэтому требуется эффективная система охлаждения.

Технология проецирования. Способ, которым свет лампы превращается в цветное изображение. Наиболее распространённые технологии — LCD, DLP, LCoS.

Точность цветопередачи. Все видеоматериалы записаны в форматах, для которых давно определены стандарты цветовой палитры. В зависимости от используемого оборудования (тип лампы, технология проецирования, наличие оптических фильтров, цифровая обработка изображения), освещения в помещении, свойств экрана и т.д., в итоге зритель воспринимает не те цвета, которые были задуманы. Для приближения к качественной (точной) цветопередаче необходимо проводить ручную настройку цветов. Точная цветопередача, как в музыке точность передачи звука, является критерием качества проектора и всей визуальной системы.

Трапецеидальная корректировка геометрии. Trapeziod correction. В идеальной ситуации проектор должен быть расположен перпендикулярно поверхности экрана. Так как это не всегда возможно, проекторы оборудуются вертикальной и горизонтальной трапецеидальной корректировкой, позволяющей компенсировать искажение и вернуть изображению прямоугольный вид. Это делается путём цифрового масштабирования с потерей качества, либо оптически. Некоторые проекторы снабжены автоматической корректировкой искажений, позволяющей проектору определить искажение и автоматически скорректировать изображение. Проектор может быть оборудован автоматической корректировкой вертикальных, либо вертикальных и горизонтальных искажений.

Трехчиповый DLP. В дорогих DLP проекторах (для домашнего кинотеатра) используются 3 DMD чипа по аналогии с 3LCD технологией. Каждый чип отражает свой базовый цает (красный, синий или зелёный), после чего три изображения объединяются в призме. 3DLP не обладает такими недостатками DLP технологии, как «эффект радуги», но значительно дороже.
Угол видимости (viewing angle) — угол, определяющий величину сектора комфортного наблюдения изображения на экране (по горизонтали и вертикали), определяется относительно оптической оси экрана. Зависит от свойств экранного полотна. Увеличение коэффициента усиления экрана вызывает уменьшение угла видимости, т.е. сужение сектора наблюдения. Наибольший угол наблюдения (до +-50 градусов) имеют белые матовые, так называемые диффузные экраны.

Улучшение деталей. Алгоритмы улучшения деталей используются в более дорогих проекторах для домашнего кинотеатра и позволяют, анализируя поступающее на проектор изображение, создавать дополнительные детали. Чаще всего используется при апскейлинге видео в низком разрешении: при воспроизведении DVD на full HD проекторе, либо HD видео на 4K проекторе. Detail Clarity — технология улучшения детализиции изображения от Panasonic

Ультра-короткофокусные проекторы. Ultra short throw. Созданные для классов, аудиторий и переговорных комнат, короткофокусные проекторы оснащаются широкоугольными объективами, позволяющими проецировать большие изображения с очень небольших расстояний. Такие проекторы идеальны для использования совместно с интерактивными досками, так, как выступающий перед аудиторией не бросает тень на проецируемое изображение. Другим преимуществом является то, что выступающего не ослепляет свет проектора.

Фиолетовый цвет. Цвет, получаемый аддитивным смешением красного и синего.

Фокусировка. Каждый проектор позволяет фокусировать объектив для получения максимально чёткой картинки. Есть три варианта
фокусировки: ручная фокусировка, осуществляемая, с помощью фокусного кольца, моторизованная фокусировка, осуществляемая нажатием кнопок. Её преимущество проявляется при использовании пульта, либо при потолочном креплении проектора. Также существует автоматический фокус, осуществляемый с помощью сенсоров проектора.

Фронтальный вывод тепла. Фронтальный вывод тепла является оптимальным направлением вывода тепла, так как по сторонам от проектора могут находиться люди, либо предметы, которые будут препятствовать охлаждению.

Цветовая яркость. Color brightness. Яркость красного + яркость синего + яркость зелёного. В 3LCD проекторах равна яркости проектора (яркости белого). В DLP проекторах меньше яркости белого, если используется цветовое колесо с прозрачным сегментом для завышения яркости белого за счет яркости цветов. Если цветовая яркость меньше яркости (белого), то цветовая картина заведомо искажена. Если быть точнее, то речь идёт о цветовом потоке, единица измерения — люмен.

Цветовое колесо. Color Wheel. Помимо DMD чипа важнейший элемент DLP проектора, участвующий в формировании изображения, – цветовое колесо. Оно постоянно вращается с огромной скоростью и разделено на 4 и более цветовых сегментов. Цветовое колесо разделяет поток света и преобразует в базовые цвета, красный, синий, зелёный, прозрачный для усиления яркости белого. В последних моделях проекторов могут иметься дополнительные цвета, вроде зелёно-голубого, пурпурного, и жёлтого. Каждый цвет, воспринимаемый зрителем на экране, представляет собой последовательно отображённые в разных пропорциях базовые цвета, смешение которых происходит в голове у зрителя, а не на экране. В особенности для видеоряда с высокой контрастностью свойственно восприятие некоторыми зрителями т.н. «эффекта радуги». Чем выше скорость вращения цветового колеса, — тем менее вероятно возникновение «эффекта радуги».

Цифровой зум. Digital zoom. Цифровое масштабирование позволяет уменьшить изображение, ограничив используемую область экрана.
Цифровое масштабирование всегда означает потерю качества. Аналогичным образом качество теряется при корректировке трапецевидных искажений.

Частота развертки. Определяет, сколько раз в секунду обновляется изображение. Абсолютно минимальная вертикальная развёртка — 60 Гц. Как правило, при обновлении изображения с такой скоростью видно мерцание, вызывающее утомление глаз. Для ликвидации эффекта мерцания частота вертикальной развёртки должна быть 120 Гц и более. При проецировании 3D изображения с использованием очков с активными затворами минимальная частота развёртки проектора — 120 Гц (60 Гц на каждый глаз).

Черный. Black level. Чем меньше уровень черного (освещенность поверхности в этом месте), тем выше контрастность проектора. Глубокий черный достигается, если на экран не падает свет искусственного и естественного освещения (в т.ч. отраженный от стен), а также если сам проектор способен не пропускать свет на черный участок изображения. Также, чем ярче светлый участок изображения, тем темнее будет казаться темный участок того же изображения.

Ширина изображения. Проекционное расстояние / проекционный коэффициент. Ширина изображения может не быть равной ширине экрана за счёт рамки.

Широкоугольный объектив. Wide angle lens. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии).

Шум вентилятора. Фронтальный вывод тепла является оптимальным направлением вывода тепла, так как по сторонам от проектора могут находиться люди, либо предметы, которые будут препятствовать охлаждению.

Эффект гребенки. При отображении динамичных сцен, закодированных в чересстрочном ( интерлейс) формате, половина строк объекта уже обновилась, а половина — нет. К примеру, половина объекта сместилась (нечетные строки), а половина осталась на месте (четные строки).

Эффект присутствия. Чем ближе воспринимаемые зрителем изображение и звук будут к естественному восприятию человека, тем больше будет эффект погружения. Среди элементов, создающих эффект присутствия в устройствах видео-отображения: охват как можно большего поля зрения, использование бинокулярного зрения (3D), естественность и точность цветопередачи и яркости, размер точки меньше, чем минимальный различимый. Также здесь участвуют такие факторы, как размеры экрана и расстояние до него, более сильный эффект от более «кричащего» видеоряда.

Эффект радуги. Rainbow effect. Эффект возникает на одночиповых DLP проекторах. Тем не менее, только около трети пользователей смогут его увидеть. Тогда, как на цветовых колёсах старых DLP проекторов было только 4 сегмента, более новые модели оснащаются большим количеством сегментов и вращаются на больших скоростях, делая эффект радуги менее и менее заметным. Эффект радуги выглядит, как цветной след и особенно заметен на движущихся частях изображения, на границе между светлой и тёмной его частью. Существует мнение, что «эффект радуги» может быть проблемой для многих зрителей и вызывать головокружение, либо даже головную боль.

Эффект цифрового видео, живого видео. Digital video effect. Кино традиционно снимается в формате 24 кадра в секунду. При использовании функции проектора «вставка кадров» (интерполяция кадров), либо если материал изначально снят в формате со значительно большей частотой кадров (к/ф «Хоббит»), получается эффект, который некоторые ассоциируют с домашним видео, компьютерными играми и спортивными трансляциями и не хотят видеть в кинофильмах. Есть мнение, что стандартная частота кадров кинофильма заставляет зрителя воспринимать фильм более дистанцированно, осознавая, что происходящее на экране не реально.

Эффективность использования ресурса лампы. Power consumption. В зависимости от используемой проекционной технологии, часть света лампы может пропадать, что означает пониженную эффективность лампы, завышенное энергопотребление и дополнительное нагревание проектора. В DLP проекторах часть света отражается обратно при попадании на цветовое колесо, пропускающее только определённый спектр излучения. В случае с ЖК матрицами, ячейки которой окружены сеткой (той, что приводит к screen-door эффекту), даже при открытых ячейках часть света теряется, попадая на сетку

Яркость белого. Световой поток проектора (в люменах), замеренный при отображении самого яркого (белого) изображения. Указывается в спецификациях проектора, непосредственно влияет на контрастность проектора. Также есть Цветовая яркость. Яркость крайне важна в освещенных помещениях.

Яркость в 3D. Технологии 3D предполагают отдельное проецирование изображений для левого и правого глаза. Например, при использовании очков с активными затворами на экран последовательно проецируются изображения для левого и правого глаза, при этом другой глаз закрывается. Таким образом, каждый глаз закрыт 50% времени, что заметно в виде уменьшения воспринимаемой яркости в два раза. 3D проекторы должны обладать запасом яркости, чтобы это компенсировать.


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top