В ремонте автомобильный 4-канальный усилитель мощности Edge EDA200.4. Класс усилителя – AB. Номинальная мощность на канал (RMS) при 2 Ом – 200 Вт. Номинальная мощность на канал (RMS) при 4 Ом – 150 Вт. Диапазон воспроизводимых частот – 20 Гц – 20 кГц.
Неисправность усилителя – во время движения во всех каналах пропал звук и больше не появился. При этом индикатор Power светит зеленым. Кроме того перед поломкой некорректно работали переключатели BASS BOOST и X-OVER. Иногда, в некоторых каналах пропадал или усиливался звук, периодически был слышен треск в динамиках. Переключатель BASS BOOST устанавливает уровень усиления баса 0 дБ, +3 дБ, +6 дБ на частоте 45 Гц. Переключатель X-OVER устанавливает режим работы кроссовера: FLAT – широкополосный выход, HPF – ограничение прохождения на динамики НЧ сигнала, LPF – ограничение ВЧ сигнала.
Разбирается усилитель, как и большинство усилителей такого типа. Пружинные скобы для крепления транзисторов к радиатору снимаю при помощи подходящего инструмента, в данном случае плоскогубцами с изогнутыми губками. Одну часть плоскогубцев вставляю в отверстие скобы и нажимаю вниз.

Плата сдвигается и извлекается из радиатора в любую сторону, по специально для нее сделанной канавке. Перед снятием платы на 3…5 мм отгибаю все транзисторы от радиатора. Если этого не сделать, транзисторы цепляются, сдвигают слюду и можно размазать термопасту по радиатору или согнуть выводы транзистора.

Проверил сопротивление между замкнутыми выводами всех переключателей. У некоторых оно было завышено и доходило до 80 Ом. Чтобы плохо работающие переключатели не мешали поиску основной неисправности, сразу заменил все четыре на новые. Переключатели можно не менять, а разобрать и почистить ˃ https://rret.ru/ремонт-автоусилителя-kicx/.

Усилитель подключаю к источнику питания и подаю по очереди на входы сигнал. На выходах звука нет, на всех четырех каналах. При максимальном уровне и в положении +6 дб переключателя BASS BOOST на выходе всех каналов появляются отрицательные полуволны сигнала разной амплитуды, и иногда срабатывает защита. На развязывающих конденсаторах C107, C207, C307, C407 сигнал есть, но предоконечные каскады не работают.

Если во время неисправности все четыре канала ведут себя одинаково то, скорее всего, поломка в общем узле для всех каналов (питание, защита). Следовательно, мультиметром проверяю напряжения двухполярных вторичных цепей питания, их в усилителе три. Напряжение питания операционных усилителей кроссовера (KA4558D) ± 15 В, измерено на конденсаторах C17, C18 (220 мкФ 16 В). Напряжение питания предоконечных каскадов (2SB649A, 2SD669A, 2SA1266, 2SC3198) ± 42 В, на конденсаторах C24, C25 (10 мкФ 50 В). И напряжение питания оконечных транзисторов (2SB817, 2SD1047) ± 35 В, на конденсаторах C14, C15 (3300 мкФ 50 В).
Мультиметр показал напряжения в пределах нормы но, несмотря на это осциллографом перепроверяю цепи 35 и 42 В на наличие пульсаций и помех. На вторичной обмотке трансформатора импульсы в норме, поэтому проблема не в первичной части блока питания.

В цепи напряжения ± 42 В искажения и пульсации, с увеличением потребления мощности усилителем они тоже увеличиваются. Выпрямительные диоды и сглаживающие конденсаторы исправны. Вторичная обмотка мультиметром проверяется как исправная.

Причина неисправности оказалась во вторичной обмотке трансформатора. Полностью отпаял выводы вторичной обмотки трансформатора, зачистил и залудил каждый вывод, затем припаял заново. После этого проблема исчезла, усилитель начал работать. Обмотки ± 35 В намотаны тремя проводами, обмотки ± 42 В одним проводом и соединены в точке общего выхода. Подозреваю, что один из трех проводов был отпаян, но стопроцентной уверенности нет, так как визуально все было пропаяно, а отпаяв выводы определить который был не пропаян уже проблематично.

После пайки искажений и пульсаций почти не стало, на изображении ниже. Также снизились напряжения 42 и 35 В, стали 40 и 34,5 В соответственно.

Усилитель проверил сначала без установки в радиатор на небольшой громкости, чтобы выходные транзисторы не перегревались. Во время проверки некоторое время сгибаю плату, подвергаю тряске, прогреву. Звук устойчивый, не пропадает. Затем проверяю в собранном состоянии.
Статья выражает мнение автора, носит ознакомительный характер и не является руководством к действию.