Устранение проскальзывания пассиков в видеомагнитофонах.
При появлении проблем с загрузкой и выгрузкой видеокассеты в видеомагнитофонах автор публикуемой ниже статьи предлагает простой способ ремонта. Для этого он рекомендует обработать пассики в механизме специальным составом.
В некоторых видеомагнитофонах (ВМ) после относительно небольшого срока эксплуатации возникают отказы в срабатывании механизма загрузки и выгрузки видеокассеты. Команда выгрузки при этом выполняется с характерным надрывным звуком от работающего двигателя, причем кассета либо не выгружается, либо выгружается с трудом после значительной пробуксовки. Причина заключается в проскальзывании пассиков в механизме привода шахтной загрузки кассеты. Его упрощенная кинематическая схема показана на рисунке.
В такой распространенной конструкции усилие от двигателя постоянного тока 1 передается на приводной вал 2 посредством двух резиновых пассиков 3, 4 и шкивов разных диаметров. Шкивы, как правило, пластмассовые. Сцепление поверхности пассиков с ними относительно небольшое. В то же время требуемое усилие, особенно при выгрузке кассеты, должно быть значительным. В результате, даже при небольшом эксплуатационном износе – растягивании пассиков, выглаживании их поверхности – возникает проскальзывание по шкивам. Двигатель 1 при этом работает вхолостую, вплоть до аварийной (с пробуксовкой) выгрузки кассеты или выключения ВМ системой защиты. Поскольку указанный привод задействован и в других штатных режимах работы аппарата, параллельно могут наблюдаться отказы при перемотке, заправке ленты и т. п.
Известные рекомендации по протирке шкивов и пассиков спиртом на практике бесполезны: он плохо растворяет жир и разрушающе действует на резину. Кардинальный способ – замена пассиков. Однако для этого, во-первых, нужно иметь их запасной комплект на конкретную модель аппарата, а во-вторых, требуется демонтаж кассетоприемника и даже всего приводного механизма, разобрать который просто, а вот собрать бывает затруднительно. В любом случае такая кропотливая работа требует определенной квалификации.
Предлагается иной способ устранения указанной неисправности. Суть его заключается в том, что поверхность пассиков покрывают специальным составом из клея “Радикал” и канифоли. Состав готовят тщательным перемешиванием небольшого количества клея “Радикал” (или другого на резиновой основе) и растертой “в пыль” канифоли в пропорции 1 : 0,5…0,7 (по объему). При необходимости смесь немного разбавляют бензином. Пассики 3 и 4 снимают со шкивов (без разборки механизма), предварительно протирают бензином, затем покрывают приготовленным составом. После его высыхания в течение суток на рабочей поверхности образуется слой с высокой адгезией и повышенным коэффициентом трения (за счет канифоли). Далее возвращают пассики на место. Работоспособность ВМ полностью восстанавливается. Иногда достаточно выполнить эту операцию только для одного проскальзывающего пассика.
В том случае, если механизм привода труднодоступен даже для снятия пассиков, их можно оставить на месте. При этом операцию покрытия выполняют длинной тонкой кистью, постепенно протягивая пассик по шкиву пинцетом. Намазанный жидким составом, он легко скользит по пластмассовой поверхности. Чтобы пассик не приклеился к шкивам, периодически загружают и выгружают кассету для “провертывания” механизма. Начинать это следует сразу после загустения состава (через 20…30 мин).
Способ прост в реализации доступностью компонентов и имеет высокую эффективность. Работоспособность ВМ восстанавливается на длительный срок. Теоретически возможна некоторая неравномерность вращения из-за разной толщины покрытия, но для рассматриваемого механизма это не имеет значения. Если со временем нанесенный слой износится, операцию легко повторить.
Автор: А.Пахомов, г.Зерноград