На смену G- и К-механизмам, собранным на литом шасси, пришел более простой и дешевый Z-механизм на штампованном основании. В настоящее время практически вся видеотехника Panasonic имеет этот механизм. В статье рассмотрены вопросы сборки, фазировки и регулировки Z-механизма, а также использования режима самотестирования и сервисного режима.
Всеобщая тенденция к удешевлению видеоаппаратуры не обошла стороной и фирму Panasonic. На смену удивительно живучим, но сложным G- и К-механизмам пришел простой и дешевый Z-механизм. По сравнению со своими предшественниками он выглядел просто как детская игрушка. Но вскоре скептическое отношение к нему рассеялось: механизм оказался весьма надежным. Он собран на шасси, выполненном из листового металла толщиной 1,2 мм. За счет кардинальной переработки конструкции он значительно проще ранее применявшихся G-, G2- и К-механизмов. Например, кассетоприемник Z-механизма состоит из 21 детали, а К-механизма – из 36 деталей. На шасси Z-механизма устанавливается 70 деталей, К-механизма – 100 деталей, а G-механизма – 150 деталей. За счет упрощения число регулировок уменьшилось до 4-х, в К-механизме их было 6, а в G- и G2-механизмах – 12.
На основе Z-механизма сейчас выпускаются все видеомагнитофоны и видеоплееры фирмы Panasonic серий SD, HD, SJ и FD.
Вид сверху и снизу Z-механизма без кассетоприемника представлен на рис. 1 и 2 соответственно. В скобках указаны номера узлов и деталей, необходимых при покупке или заказе.

Рис. 1. Z-механизм, вид сверху

Рис. 2. Z-механизм, вид снизу
СБОРКА МЕХАНИЗМА
Рассмотрим последовательность сборки механизма и его фазировку. Отметим, что фазировка деталей механизма осуществляется в положении выгруженной кассеты.
1. Устанавливается блок вращающихся головок (cylinder unit) и крепится тремя винтами снизу и одним винтом (за кронштейн усилителя) сверху.
2. Устанавливается двигатель ведущего вала и крепится двумя винтами снизу и тремя винтами сверху. Для обеспечения охлаждения микросхемы драйвера необходимо заполнить теплопроводящей пастой пространство между корпусом драйвера и шасси.
3. Устанавливаются: узел промежуточных зубчатых колес (см. рис. 1 и 2), рычаг изменения передачи, передаточная шестерня, пружина и центральная муфта, которая фиксируется разрезной шайбой (VMX 2208).
4. Устанавливаются: зубчатая рейка привода узлов заправки ленты (при этом отверстие в рейке должно быть совмещено с отверстием в шасси), узлы подающей и приемной стоек и призма.
5. Устанавливаются узлы привода приемной и подающей стоек, шестерни которых фазируются в соответствии с рис. 3.

Рис. 3. Фазировка узлов заправки ленты (в положении расправленной ленты)
6. Устанавливается шайба (VMX 2650), приемный подкассетный узел и рычаг тормоза. Следует обратить внимание, что скосы на трех выступах приемного подкассетного узла должны быть направлены по часовой стрелке, а на подающем узле – против часовой стрелки.
7. Устанавливают шайбу (VMX 2650), подающий подкассетный узел, узел регулятора натяжения ленты. Вводят в зацепление пружину узла с рычагом натяжения (VML 3172).
8. Устанавливают рычаг привода программной планки, заведя его выступы в прорези на шасси, и, вращая по часовой стрелке, обеспечивают совпадение фазировочного отверстия в рычаге с отверстием в шасси.
9. Устанавливают рычаг изменения передачи А, рычаг поста Р5 и программную планку. Фазируют программную планку таким образом, чтобы выступ на зубчатой рейке привода узлов заправки ленты совпал с выемкой на планке. Обеспечивают совмещение выступов на рычаге изменения передачи А, рычаге поста Р5, рычагах тормозов подающего и приемного подкассетных узлов с пазами в программной планке (см. рис. 4).

Рис. 4. Установка программной планки
10. Устанавливают рычаг привода рейки загрузки, заводя его в паз шасси, и поворачивают по часовой стрелке до совпадения отверстий на рычаге и шасси.
11. Устанавливают программную шестерню, совмещая фазировочное отверстие на ней с отверстием в шасси.
12. Устанавливают сборку с двигателем загрузки
13. Устанавливают рычаг с прижимным роликом и устройство открывания крышки кассеты, фиксируя рычаг.
14. Собирают кассетоприемник в следующей последовательности:
устанавливают на шасси ось с рычагами загрузки (VXP1730);
устанавливают левую плату кассетоприемника (VMD2625) и крепят ее одним винтом;
устанавливают правую плату кассетоприемника (VXA5740), сфазировав предварительно по меткам рычаг загрузки и зубчатую рейку загрузки (рис. 5);

Рис. 5. Фазировка кассеты приемника
надевают пружину (VMB3047) на выступ рычага привода рейки загрузки;
устанавливают держатель кассеты (VXA5746), заводя его в пазы рычагов загрузки;
устанавливают верхнюю плату кассетоприемника (VMA9516).
ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАССЕТЫ
В случае возникновения неисправности извлечь кассету можно двумя способами:
1. Нажимая одновременно кнопки FF, REW и EJECT, установить сервисный режим 7. Затем нажать кнопку STOP для выгрузки кассеты.
2. Вручную вращая программную шестерню по часовой стрелке, перевести механизм в положение расправленной ленты. При этом лента остается расправленной. Затем, вращая снизу через отверстие в корпусе маховик двигателя ведущего вала по часовой стрелке, подмотать ленту. После этого, вращая программную шестерню по часовой стрелке, выгрузить кассету.
РЕЖИМ САМОДИАГНОСТИКИ
Видеомагнитофоны имеют режим самодиагностики, обеспечивающий, в случае обнаружения неисправности в момент включения или во время работы, выведение на дисплей кода неисправности в виде латинской буквы и двух цифр, например “Н01”.
Перечень кодов неисправностей, возможные причины их возникновения и методы проверки приведены в таблице 1.
Таблица 1. Коды неисправностей
Код | Возможная причина | Методы проверки |
U10 | 1. Повышенная влажность или конденсация внутри видеомагнитофона 2. Неисправность в цепи датчика влажности | 1. Подождать, пока индикация исчезнет 2. Проверить исправность цепи датчика влажности |
U11 | Загрязнены видеоголовки | Очистить цилиндр от грязи |
Н01 | Нет вращения блока вращающихся головок | Проверить цепь двигателя блока вращающихся головок |
Н02 | Лента не подматывается в процессе расправки (кроме режима EJECT) | Проверить цепь двигателя ведущего вала (ВВ) |
F03 | Блокировка механизма во время изменения режима (кроме режима EJECT) | 1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма 3. Проверить переключатель режимов |
F04 | Блокировка механизма во время расправки ленты | 1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма |
F05 | Лента не подматывается во время расправки в режиме EJECT | 1. Проверить цепь двигателя ВВ 2. Проверить наличие импульсов с датчиков вращения подкассетных узлов |
F06 | Механизм блокируется во время выгрузки кассеты | 1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма кассетоприемника |
F07 | Во время записи сигнал меньше нормы | 1. Проверить цепь включения питания во время записи |
F09 | Нет обмена по шине между системным процессором и микросхемой таймера | Проверить микропроцессор |
Примечания.
1. Индикация “U” выводится на дисплей, пока включено питание.
2. При появлении индикации “Н” или “F” питание автоматически выключается. При повторном включении питания дисплей переходит в обычный режим.
3. Код неисправности (две цифры) запоминается в микросхеме таймера даже при выключении ВМ из сети и может быть выведен на дисплей в сервисном режиме 2. При возникновении последующих неисправностей в память заносится код последней из них.
4. Для стирания кода неисправности из памяти следует одновременно нажать кнопки FF, REW и EJECT и держать их в течение 5 с.
СЕРВИСНЫЙ РЕЖИМ
Сервисный режим позволяет осуществить проверку различных узлов ВМ, что сокращает время поиска неисправностей. Для вхождения в сервисный режим нужно одновременно нажать кнопки FF, REW и EJECT. На дисплей при этом выводится информация в виде номера сервисного режима (в разряде часов), номера сервисных данных (в разрядах минут) и номера сервисной информации (в разрядах секунд).
Назначение сервисных режимов следующее:
режим 0 – не используется;
режим 1 – проверяется работа фотоприемников, фиксирующих начало ленты и конец ленты;
режим 2 – проверяется работа механизма в различных режимах с выведением на дисплей информации в виде сервисных данных о положении механизма;
режим 3 – проверяется программный переключатель (MODE SWITCH) по завершении каждой операции с механизмом;
режим 4 – проверяются кнопки управления, расположенные на передней панели и пульте ДУ. Индикация на дисплее (сервисные данные) появляется при поступлении команд с кнопок на микропроцессор;
режим 5 – проверяется цепь двигателя ведущего вала. Сервисные данные индицируются при поступлении на микропроцессор информации о вращении;
режим 6 – аналогично предыдущему режиму проверяется цепь двигателя блока вращающихся головок;
режим 7 – проверяются операции загрузки и выгрузки кассеты. Двигатель загрузки вращается в направлении загрузки при нажатой кнопке PLAY и в направлении выгрузки при нажатой кнопке STOP.
Сервисные данные, позволяющие судить о состоянии цепей и механизма в различных сервисных режимах, приведены в табл. 2.
Номер режима | Примечание к режиму работы | Сервисные данные | Значение | Примечание |
1 | 00 | Излучение не поступает на фотоприемники (ФП) | Кассета не требуется | |
01 | Заблокировано излучение на левом ФП | |||
02 | Заблокировано излучение на правом ФП | |||
03 | Заблокировано излучение на обоих ФП | |||
2 | 00 | Кассета выгружена | Требуется кассета *STOP 3 – прижимной ролик прижат к ведущему валу **STOP – прижимной ролик отведен от ведущего вала | |
01 | Кассета загружена | |||
02 | Режимы REV и REV SLOW | |||
03 | Заправка/расправка ленты (среднее положение) | |||
04 | Режимы PLAY, REC, STILL, PAUSE, CUE, FWD SLOW, STOP 3* | |||
05 | Режим STOP** | |||
06 | Режимы FF/REW | |||
07 | Промежуточное положение | |||
3 | В процессе перехода механизма из одного положения в другое сервисные данные не контролируются | 00 | Любая другая индикация означает неисправность в цепи программного переключателя или системы | Требуется кассета |
4 | Индикация только при нажатой кнопке | Кассета не требуется | ||
5 | Контролируется только левая цифра | 81 | 8, 9, U, А, -, n, L и отсутствие индикации означает, что процессор получил информацию о прохождении команды PLAY на двигатель ВВ | 1. Требуется кассета 2. Если на дисплее высвечивается символ, отличающийся от указанных, то это означает наличие неисправности в схеме |
Контролируется только правая цифра | 87 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 означает прохождение команд CUE, FF, FWD SLOW | ||
Контролируется только правая цифра | 8 – | 8, 9, U, A, -, n, L и отсутствие индикации означает, что процессор получил информацию о прохождении команд REV, REW, REV SLOW | ||
6 | Контролируется только левая цифра | 10 | 1, 3, 5, 7, 9, A, n и отсутствие индикации означает прохождение команды на вращение двигателя БВГ | 1. Требуется кассета 2. Если на дисплее высвечивается символ, отличающийся от указанных, то это означает наличие неисправности в схеме |
Таблица 3. Коды сервисной информации
Код сервисной информации | Неисправность |
00 | Все исправно |
01 | Остановка блока вращающихся головок |
02 | Остановка ленты |
03 | Остановка в положении, отличном от 04 и 06 |
04 | Остановка во время расправки ленты |
05 | Остановка двигателя ведущего вала |
06 | Остановка во время загрузки или выгрузки кассеты |
09 | Ошибка в обмене по шине между процессором и микросхемой таймера |
Следует отметить, что на видеомагнитофонах, имеющих вместо кнопок FF и REW поворотную ручку, вхождение в сервисный режим осуществляется поворотом ручки в положение FF и одновременным нажатием кнопки EJECT.
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Благодаря простоте Z-механизма в нем не отмечено серьезных проблем, связанных с поломками деталей. Однако владельцы видеомагнитофонов часто обращаются в сервисные центры с тем, что при загрузке, выгрузке кассеты или после перемотки пленки на дисплее появляется код неисправности F03, F05, Н02 и Н01. Часто при этом заминается лента, т.к. при выгрузке кассеты лента не подматывается и цепляется за стойки.
Рассмотрим наиболее характерные причины возникновения этих неисправностей.
1. На цилиндре блока вращающихся головок накапливается загрязнение, что приводит к прилипанию ленты во время заправки ленты и после перемотки, особенно на начало кассеты. Причиной прилипания может быть и загрязнение на ленте.
2. Возникновение ошибки F03 может быть связано с неисправностью программного переключателя (VSS0520). Его нужно чистить или менять на новый.
3. Неисправность подкатушечного узла (чаще левого) или его неправильная установка. Менять местами левый и правый узлы нельзя.
4. Некорректная работа цепи сброса процессора или самого процессора. Для ранних модулей Вм рекомендуется замена процессора на процессор с другой прошивкой:
NV-SD225: MN675547VRWB на MN675547VRWM;
NV-SD420: MN6755B7VRWN на MN675567VRWL;
NV-SD570 и NV-HD620: MN675567VRWJ на MN675567VRWK.
5. Неисправность двигателя ведущего вала.
6. Неисправность датчика вращения подающего подкатушечного узла (левого).
7. Неисправность узла промежуточных зубчатых колес или центральной муфты.
НАСТРОЙКА Z-МЕХАНИЗМА
Механические настройки Z-механизма по сути ничем не отличаются от аналогичных настроек К-механизма.
Электрические настройки сводятся к регулировке точки переключения видеоголовок, которая производится после замены микросхемы таймера или блока вращающихся головок и настройки несущих частот для ВМ класса HI-FI.
Для настройки необходима измерительная лента VHS (ПАЛ – VFJ8125H3F; НТСЦ – VFM8080HQFP), частотомер с диапазоном до 10 МГц, генератор видеосигнала.
РЕГУЛИРОВКА ТОЧКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВИДЕОГОЛОВОК
1. Установите сервисный режим 2.
2. Нажмите и удерживайте кнопку EJECT более 3 с.
3. Нажимая кнопки переключения каналов, добейтесь появления цифры 1 в разряде минут.
4. Вставьте измерительную ленту VHS.
5. Регулировка осуществляется автоматически при заправке ленты и включении режима воспроизведения.
6. По завершении регулировки происходит выгрузка кассеты. Если режим воспроизведения продолжается более 5 с, надо нажать кнопку STOP для выгрузки кассеты.
7. Для выхода из сервисного режима нажимайте кнопки FF, REW и EJECT (или кнопку EJECT) до перехода дисплея в обычный режим.
Если регулировка не завершается самостоятельно, следует проверить схему управления сервосистемой блока вращающихся головок.
НАСТРОЙКА НЕСУЩИХ ЧАСТОТ
Рассмотрим настройку на примере ВМ NV-HD620.
Настройка осуществляется в режиме записи или остановки. На вход подается видеосигнал (цветные полосы) НТСЦ или ПАЛ, в зависимости от того, для какой системы проводится регулировка. Регулировка осуществляется с помощью потенциометров VR4501 (НТСЦ-L); VR4509 (НТСЦ-R), VR 4651 (ПАЛ-L), VR4652 (ПАЛ-R). Контрольные точки -TL4515 (L) TL4516 (R). Устанавливаются следующие частоты:
НТСЦ-L – (1,3 ± 0,003) МГц;
НТСЦ-R – (1,7 ± 0,003) МГц;
ПАЛ-L – (1,4 ± 0,003) МГц;
ПАЛ-R – (1,8 ± 0,003) МГц.
Источник: Ремонт электронной техники
Автор: Петр Тимошков