Z-механизм видеомагнитофонов Panasonic

Z-механизм видеомагнитофонов Panasonic

На смену G- и К-механизмам, собранным на литом шасси, пришел более простой и дешевый Z-механизм на штампованном основании. В настоящее время практически вся видеотехника Panasonic имеет этот механизм. В статье рассмотрены вопросы сборки, фазировки и регулировки Z-механизма, а также использования режима самотестирования и сервисного режима.

Всеобщая тенденция к удешевлению видеоаппаратуры не обошла стороной и фирму Panasonic. На смену удивительно живучим, но сложным G- и К-механизмам пришел простой и дешевый Z-механизм. По сравнению со своими предшественниками он выглядел просто как детская игрушка. Но вскоре скептическое отношение к нему рассеялось: механизм оказался весьма надежным. Он собран на шасси, выполненном из листового металла толщиной 1,2 мм. За счет кардинальной переработки конструкции он значительно проще ранее применявшихся G-, G2- и К-механизмов. Например, кассетоприемник Z-механизма состоит из 21 детали, а К-механизма — из 36 деталей. На шасси Z-механизма устанавливается 70 деталей, К-механизма — 100 деталей, а G-механизма — 150 деталей. За счет упрощения число регулировок уменьшилось до 4-х, в К-механизме их было 6, а в G- и G2-механизмах — 12.
На основе Z-механизма сейчас выпускаются все видеомагнитофоны и видеоплееры фирмы Panasonic серий SD, HD, SJ и FD.
Вид сверху и снизу Z-механизма без кассетоприемника представлен на рис. 1 и 2 соответственно. В скобках указаны номера узлов и деталей, необходимых при покупке или заказе.

Рис. 1. Z-механизм, вид сверху

Рис. 2. Z-механизм, вид снизу

СБОРКА МЕХАНИЗМА
Рассмотрим последовательность сборки механизма и его фазировку. Отметим, что фазировка деталей механизма осуществляется в положении выгруженной кассеты.
1. Устанавливается блок вращающихся головок (cylinder unit) и крепится тремя винтами снизу и одним винтом (за кронштейн усилителя) сверху.
2. Устанавливается двигатель ведущего вала и крепится двумя винтами снизу и тремя винтами сверху. Для обеспечения охлаждения микросхемы драйвера необходимо заполнить теплопроводящей пастой пространство между корпусом драйвера и шасси.
3. Устанавливаются: узел промежуточных зубчатых колес (см. рис. 1 и 2), рычаг изменения передачи, передаточная шестерня, пружина и центральная муфта, которая фиксируется разрезной шайбой (VMX 2208).
4. Устанавливаются: зубчатая рейка привода узлов заправки ленты (при этом отверстие в рейке должно быть совмещено с отверстием в шасси), узлы подающей и приемной стоек и призма.
5. Устанавливаются узлы привода приемной и подающей стоек, шестерни которых фазируются в соответствии с рис. 3.

Рис. 3. Фазировка узлов заправки ленты (в положении расправленной ленты)

6. Устанавливается шайба (VMX 2650), приемный подкассетный узел и рычаг тормоза. Следует обратить внимание, что скосы на трех выступах приемного подкассетного узла должны быть направлены по часовой стрелке, а на подающем узле — против часовой стрелки.
7. Устанавливают шайбу (VMX 2650), подающий подкассетный узел, узел регулятора натяжения ленты. Вводят в зацепление пружину узла с рычагом натяжения (VML 3172).
8. Устанавливают рычаг привода программной планки, заведя его выступы в прорези на шасси, и, вращая по часовой стрелке, обеспечивают совпадение фазировочного отверстия в рычаге с отверстием в шасси.
9. Устанавливают рычаг изменения передачи А, рычаг поста Р5 и программную планку. Фазируют программную планку таким образом, чтобы выступ на зубчатой рейке привода узлов заправки ленты совпал с выемкой на планке. Обеспечивают совмещение выступов на рычаге изменения передачи А, рычаге поста Р5, рычагах тормозов подающего и приемного подкассетных узлов с пазами в программной планке (см. рис. 4).

Рис. 4. Установка программной планки

10. Устанавливают рычаг привода рейки загрузки, заводя его в паз шасси, и поворачивают по часовой стрелке до совпадения отверстий на рычаге и шасси.
11. Устанавливают программную шестерню, совмещая фазировочное отверстие на ней с отверстием в шасси.
12. Устанавливают сборку с двигателем загрузки
13. Устанавливают рычаг с прижимным роликом и устройство открывания крышки кассеты, фиксируя рычаг.
14. Собирают кассетоприемник в следующей последовательности:
устанавливают на шасси ось с рычагами загрузки (VXP1730);
устанавливают левую плату кассетоприемника (VMD2625) и крепят ее одним винтом;
устанавливают правую плату кассетоприемника (VXA5740), сфазировав предварительно по меткам рычаг загрузки и зубчатую рейку загрузки (рис. 5);

Рис. 5. Фазировка кассеты приемника

надевают пружину (VMB3047) на выступ рычага привода рейки загрузки;
устанавливают держатель кассеты (VXA5746), заводя его в пазы рычагов загрузки;
устанавливают верхнюю плату кассетоприемника (VMA9516).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАССЕТЫ
В случае возникновения неисправности извлечь кассету можно двумя способами:
1. Нажимая одновременно кнопки FF, REW и EJECT, установить сервисный режим 7. Затем нажать кнопку STOP для выгрузки кассеты.
2. Вручную вращая программную шестерню по часовой стрелке, перевести механизм в положение расправленной ленты. При этом лента остается расправленной. Затем, вращая снизу через отверстие в корпусе маховик двигателя ведущего вала по часовой стрелке, подмотать ленту. После этого, вращая программную шестерню по часовой стрелке, выгрузить кассету.

РЕЖИМ САМОДИАГНОСТИКИ
Видеомагнитофоны имеют режим самодиагностики, обеспечивающий, в случае обнаружения неисправности в момент включения или во время работы, выведение на дисплей кода неисправности в виде латинской буквы и двух цифр, например “Н01”.
Перечень кодов неисправностей, возможные причины их возникновения и методы проверки приведены в таблице 1.
Таблица 1. Коды неисправностей

КодВозможная причинаМетоды проверки
U101. Повышенная влажность или конденсация внутри видеомагнитофона 2. Неисправность в цепи датчика влажности1. Подождать, пока индикация исчезнет 2. Проверить исправность цепи датчика влажности
U11Загрязнены видеоголовкиОчистить цилиндр от грязи
Н01Нет вращения блока вращающихся головокПроверить цепь двигателя блока вращающихся головок
Н02Лента не подматывается в процессе расправки (кроме режима EJECT)Проверить цепь двигателя ведущего вала (ВВ)
F03Блокировка механизма во время изменения режима (кроме режима EJECT)1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма 3. Проверить переключатель режимов
F04Блокировка механизма во время расправки ленты1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма
F05Лента не подматывается во время расправки в режиме EJECT1. Проверить цепь двигателя ВВ 2. Проверить наличие импульсов с датчиков вращения подкассетных узлов
F06Механизм блокируется во время выгрузки кассеты1. Проверить цепь двигателя загрузки 2. Проверить фазировку механизма кассетоприемника
F07Во время записи сигнал меньше нормы1. Проверить цепь включения питания во время записи
F09Нет обмена по шине между системным процессором и микросхемой таймераПроверить микропроцессор
   

Примечания.
1. Индикация “U” выводится на дисплей, пока включено питание.
2. При появлении индикации “Н” или “F” питание автоматически выключается. При повторном включении питания дисплей переходит в обычный режим.
3. Код неисправности (две цифры) запоминается в микросхеме таймера даже при выключении ВМ из сети и может быть выведен на дисплей в сервисном режиме 2. При возникновении последующих неисправностей в память заносится код последней из них.
4. Для стирания кода неисправности из памяти следует одновременно нажать кнопки FF, REW и EJECT и держать их в течение 5 с.

СЕРВИСНЫЙ РЕЖИМ
Сервисный режим позволяет осуществить проверку различных узлов ВМ, что сокращает время поиска неисправностей. Для вхождения в сервисный режим нужно одновременно нажать кнопки FF, REW и EJECT. На дисплей при этом выводится информация в виде номера сервисного режима (в разряде часов), номера сервисных данных (в разрядах минут) и номера сервисной информации (в разрядах секунд).
Назначение сервисных режимов следующее:
режим 0 — не используется;
режим 1 — проверяется работа фотоприемников, фиксирующих начало ленты и конец ленты;
режим 2 — проверяется работа механизма в различных режимах с выведением на дисплей информации в виде сервисных данных о положении механизма;
режим 3 — проверяется программный переключатель (MODE SWITCH) по завершении каждой операции с механизмом;
режим 4 — проверяются кнопки управления, расположенные на передней панели и пульте ДУ. Индикация на дисплее (сервисные данные) появляется при поступлении команд с кнопок на микропроцессор;
режим 5 — проверяется цепь двигателя ведущего вала. Сервисные данные индицируются при поступлении на микропроцессор информации о вращении;
режим 6 — аналогично предыдущему режиму проверяется цепь двигателя блока вращающихся головок;
режим 7 — проверяются операции загрузки и выгрузки кассеты. Двигатель загрузки вращается в направлении загрузки при нажатой кнопке PLAY и в направлении выгрузки при нажатой кнопке STOP.

Сервисные данные, позволяющие судить о состоянии цепей и механизма в различных сервисных режимах, приведены в табл. 2.

Номер режимаПримечание к режиму работыСервисные данныеЗначениеПримечание
1 00Излучение не поступает на фотоприемники (ФП)Кассета не требуется
  01Заблокировано излучение на левом ФП 
  02Заблокировано излучение на правом ФП 
  03Заблокировано излучение на обоих ФП 
2 00Кассета выгруженаТребуется кассета *STOP 3 — прижимной ролик прижат к ведущему валу **STOP — прижимной ролик отведен от ведущего вала
  01Кассета загружена 
  02Режимы REV и REV SLOW 
  03Заправка/расправка ленты (среднее положение) 
  04Режимы PLAY, REC, STILL, PAUSE, CUE, FWD SLOW, STOP 3* 
  05Режим STOP** 
  06Режимы FF/REW 
  07Промежуточное положение 
3В процессе перехода механизма из одного положения в другое сервисные данные не контролируются00Любая другая индикация означает неисправность в цепи программного переключателя или системыТребуется кассета
4Индикация только при нажатой кнопке  Кассета не требуется
5Контролируется только левая цифра818, 9, U, А, -, n, L и отсутствие индикации означает, что процессор получил информацию о прохождении команды PLAY на двигатель ВВ1. Требуется кассета 2. Если на дисплее высвечивается символ, отличающийся от указанных, то это означает наличие неисправности в схеме
 Контролируется только правая цифра871, 2, 3, 4, 5, 6, 7 означает прохождение команд CUE, FF, FWD SLOW 
 Контролируется только правая цифра8 —8, 9, U, A, -, n, L и отсутствие индикации означает, что процессор получил информацию о прохождении команд REV, REW, REV SLOW 
6Контролируется только левая цифра101, 3, 5, 7, 9, A, n и отсутствие индикации означает прохождение команды на вращение двигателя БВГ1. Требуется кассета 2. Если на дисплее высвечивается символ, отличающийся от указанных, то это означает наличие неисправности в схеме

Таблица 3. Коды сервисной информации

Код сервисной информацииНеисправность
00Все исправно
01Остановка блока вращающихся головок
02Остановка ленты
03Остановка в положении, отличном от 04 и 06
04Остановка во время расправки ленты
05Остановка двигателя ведущего вала
06Остановка во время загрузки или выгрузки кассеты
09Ошибка в обмене по шине между процессором и микросхемой таймера

Следует отметить, что на видеомагнитофонах, имеющих вместо кнопок FF и REW поворотную ручку, вхождение в сервисный режим осуществляется поворотом ручки в положение FF и одновременным нажатием кнопки EJECT.

ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Благодаря простоте Z-механизма в нем не отмечено серьезных проблем, связанных с поломками деталей. Однако владельцы видеомагнитофонов часто обращаются в сервисные центры с тем, что при загрузке, выгрузке кассеты или после перемотки пленки на дисплее появляется код неисправности F03, F05, Н02 и Н01. Часто при этом заминается лента, т.к. при выгрузке кассеты лента не подматывается и цепляется за стойки.

Рассмотрим наиболее характерные причины возникновения этих неисправностей.
1. На цилиндре блока вращающихся головок накапливается загрязнение, что приводит к прилипанию ленты во время заправки ленты и после перемотки, особенно на начало кассеты. Причиной прилипания может быть и загрязнение на ленте.
2. Возникновение ошибки F03 может быть связано с неисправностью программного переключателя (VSS0520). Его нужно чистить или менять на новый.
3. Неисправность подкатушечного узла (чаще левого) или его неправильная установка. Менять местами левый и правый узлы нельзя.
4. Некорректная работа цепи сброса процессора или самого процессора. Для ранних модулей Вм рекомендуется замена процессора на процессор с другой прошивкой:
NV-SD225: MN675547VRWB на MN675547VRWM;
NV-SD420: MN6755B7VRWN на MN675567VRWL;
NV-SD570 и NV-HD620: MN675567VRWJ на MN675567VRWK.
5. Неисправность двигателя ведущего вала.
6. Неисправность датчика вращения подающего подкатушечного узла (левого).
7. Неисправность узла промежуточных зубчатых колес или центральной муфты.

НАСТРОЙКА Z-МЕХАНИЗМА
Механические настройки Z-механизма по сути ничем не отличаются от аналогичных настроек К-механизма.
Электрические настройки сводятся к регулировке точки переключения видеоголовок, которая производится после замены микросхемы таймера или блока вращающихся головок и настройки несущих частот для ВМ класса HI-FI.
Для настройки необходима измерительная лента VHS (ПАЛ — VFJ8125H3F; НТСЦ — VFM8080HQFP), частотомер с диапазоном до 10 МГц, генератор видеосигнала.

РЕГУЛИРОВКА ТОЧКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВИДЕОГОЛОВОК
1. Установите сервисный режим 2.
2. Нажмите и удерживайте кнопку EJECT более 3 с.
3. Нажимая кнопки переключения каналов, добейтесь появления цифры 1 в разряде минут.
4. Вставьте измерительную ленту VHS.
5. Регулировка осуществляется автоматически при заправке ленты и включении режима воспроизведения.
6. По завершении регулировки происходит выгрузка кассеты. Если режим воспроизведения продолжается более 5 с, надо нажать кнопку STOP для выгрузки кассеты.
7. Для выхода из сервисного режима нажимайте кнопки FF, REW и EJECT (или кнопку EJECT) до перехода дисплея в обычный режим.
Если регулировка не завершается самостоятельно, следует проверить схему управления сервосистемой блока вращающихся головок.

НАСТРОЙКА НЕСУЩИХ ЧАСТОТ
Рассмотрим настройку на примере ВМ NV-HD620.
Настройка осуществляется в режиме записи или остановки. На вход подается видеосигнал (цветные полосы) НТСЦ или ПАЛ, в зависимости от того, для какой системы проводится регулировка. Регулировка осуществляется с помощью потенциометров VR4501 (НТСЦ-L); VR4509 (НТСЦ-R), VR 4651 (ПАЛ-L), VR4652 (ПАЛ-R). Контрольные точки -TL4515 (L) TL4516 (R). Устанавливаются следующие частоты:
НТСЦ-L — (1,3 ± 0,003) МГц;
НТСЦ-R — (1,7 ± 0,003) МГц;
ПАЛ-L — (1,4 ± 0,003) МГц;
ПАЛ-R — (1,8 ± 0,003) МГц.

Источник: Ремонт электронной техники
Автор: Петр Тимошков


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top