Заметки по эксплуатации и ремонту электродвигателей

Заметки по эксплуатации и ремонту электродвигателей

1. Ротор шагового двигателя электронных часов иногда размагничивается, и доже при свежей батарейке стрелки часов, подергиваясь, остаются на месте. Намагнитить ротор можно, потерев им более сильный магнит, например, от громкоговорителя.

2. То, что в коллекторном двигателе пришел в негодность именно якорь, можно обнаружить без осциллографа [1] и тестера. При такой поломке двигатель сильно искрит в щетках, не развивает достаточной мощности, быстро нагревается (КЗ в витках) и не всегда запускается (обрыв обмотки). Более половины всех выходов из строя коллекторных двигателей случается именно из-за порчи якоря, остальное делят между собой подшипники и щетки.

3. Щетки для коллекторных двигателей электробритв, пылесосов, электродрелей и др. техники можно изготовить с помощью электроточила, напильника и ножовки по металлу из графитового лома, стержней батареек, контактных колодок троллейбусов, старых щеток от автомобильных стартеров и генераторов.

4. Опорные и радиально-опорные подшипники следует менять полностью, а не по частям, в противном случае такие подшипники быстрее выходят из строя.

5. Замечено, что роторы кофемолок часто перегорают при тряске включенного в сеть прибора. Хозяйки думают, что этим они ускоряют процесс помола. На самом деле они ускоряют процесс износа ротора. Ведь быстро вращающийся якорь — это тот же маховик, который старается удержать свою ось вращения от уклона. Стоит ослабнуть виткам обмотки, как они сразу приходят в движение, возникает трение, и как следствие разрушается изоляция, и возникают обрывы или закоротки. Надо воздерживаться от резких поворотов коллекторных двигателей, а процесс помола ускорять установкой кофемолки на стол под углом 60° (рис. 1).

6. Защитить двигатель от длительной перегрузки можно с помощью кликсонов – биметаллических выключателей с вогнутой (тарельчатой) пластиной. Выключатели выполнены в виде двухполюсников (рис. 2), мгновенно разъединяющих электроцепь при превышении заданной температуры. Такие радиодетали можно извлечь из вышедших из строя импортных бытовых приборов, импортных электродвигателей и другой техники.

7. Многие любители используют для точил и дрелей двигатели старых стиральных машин. Если «родное» пусковое реле (рис. 3) вышло из строя, двигатель можно запускать кнопкой (рис.4) или терморезистором системы размагничивания цветного кинескопа (рис. 5) имеющим цоколевку, показанную на рис.6. При этом кнопку или терморезистор устанавливают на пусковую обмотку, имеющую большее сопротивление.

8. Трехфазный электродвигатель с перегоревшей (оборванной) обмоткой можно использовать в однофазной цепи, подключив уцелевшей обмоткой (рис.7) или обмотками (рис. 8). Причем «треугольник» можно использовать и после повторного перегорания. Таким же образом можно использовать и однофазные двигатели с оборванной пусковой обмоткой, намотанной более тонким проводом. Недостатки этого метода: ручной пуск, невозможность использования при КЗ в витках, падение мощности трехфазных двигателей.

9. Часто трехфазные двигатели, работающие от однофазной сети, перегорают во время экспериментов с установкой рабочих емкостей. Советую от рабочих (не путайте с пусковыми!) конденсаторов полностью отказаться, двигатель работает и без них. А если все-таки решились на эксперимент, то попробуйте подключить конденсатор по схеме рис.9. По сравнению с традиционными (рис.10) такое включение не приводит к порче двигателя. Для включения по схеме рис.9 конденсатор должен иметь в 2 раза большее рабочее напряжение, а емкость в 3 раза меньшую, чем в схемах рис. 10. Частый выход из строя двигателей, включенных по схемам рис.10, я объясняю не учетом резонансных явлений, которые в схеме рис.9 поставлены на службу (повышают напряжение на последовательно включенных обмотках).

10. Часто выходят из строя подшипники двигателей, работающих с клиноременной передачей. Профилактика: ослабление натяжения ремня, перестановка местами подшипников при люфте подшипника, работающего со стороны шкива, своевременная смазка. Сигналом о «сухой» работе подшипника является его чрезмерный нагрев в процессе работы. Для смазки необязательно снимать подшипник с вала. Достаточно отковырять обрезиненную крышку (рис. 11) и заполнить подшипник подходящей смазкой пастообразной консистенции. После этого крышку выравнивают и устанавливают на место.

11. При перемотке электродвигателей иногда применяют намотку в два провода. В таких случаях появляется возможность уменьшить пусковые токи двигателя для облегчения его запуска в перегруженных сетях. Для этого устанавливают переключатель «пуск-работа». Один из вариантов такой коммутации с одинарного треугольника на двойной показан на рис. 12. Такие схемы применяются для рекуперативного торможения противовключением.

12. Для защиты трехфазных электродвигателей от работы на двух или одной фазе, что приводит к порче двигателя, удобно пользоваться индикатором наличия напряжения фаз (рис. 13). Свой индикатор изготовил из отслуживших в телефонной связи тиратронов МТХ-90, подключив их крайние выводы (рис.14) через резисторы сопротивлением 91…270 кОм (средний вывод не используется). Они на порядок экономичнее модных ныне светодиодов и светят так, что видно издалека, чего не скажешь о полупроводниковых индикаторах.

13. Автоматизировать защиту трехфазного двигателя можно при помощи реле, срабатывающих от 220 В переменного тока, например, РП21-003-УХЛАА. Предлагаемая схема (рис. 15) сложнее, чем [2], но в отличие от нее работает также и с треугольником, и отключает незащищенный двигатель сразу же при срабатывании одного из реле.

Литература:
1. Власюк Н.П. Поиск неисправностей в коллекторных электродвигателях (с помощью генератора и осциллографа)// Электрик. — 2001. — №, — С 14.
2. Семенов И.П. Токовое реле// Электрик. — 2001. — №. — С.21.

Автор: Ю. Бородатый.


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top