Искусство подключения

Искусство подключения

Когда я был маленьким школьником и приходил по субботам в гости к деду, мы слушали грампластинки. Проигрыватель с таинственным и чуть-чуть сказочным названием «Эльфа», который обычно стоял отдельно, дед подносил к большому радио на тумбочке и соединял их. Мой дед родился еще в прошлом веке, и его отношения с техникой, а электрической особенно, были более чем натянутыми. Приготовление к прослушиванию включало разматывание кабеля, спрятанного в отсеке проигрывателя, и подключение его штеккеров в гнезда на задней стенке радиоприемника. Затем щелкал переключатель, и ко входу усилителя вместо выхода детектора подключался звукосниматель. Дед явно наслаждался успешным завершением этой процедуры, но так или иначе это всегда оказывалось для него вызовом судьбы.

Даже трудно вообразить, что он делал бы с наиболее скромными из сегодняшних устройств для AV- систем. Современный AV-ресивер со стандартным набором функций, например, может иметь под сорок соединителей: в основном это гнезда RCA, набор S-video, соединители для системной шины ДУ и антенн и клеммы для громкоговорителей (до восьми пар). Толстенный жгут от приемника на полу распадается щупальцами спрута — несколько кабелей подключены к задней стенке телевизионного монитора, на которой расположено гнезд двадцать RCA или штуки три Scart’a, а остальные расползаются к акустике. Неудивительно, что некоторые люди попадают в затруднительное положение, когда приходят покупать AV-систему. Изготовители оборудования, конечно, пытаются быть полезными, но диаграммы межблочных соединений в руководствах иногда трудно понять. Для многих решение проблемы соединения так и остается невыполнимой до конца, но они счастливы уже тем, что система работает, хотя и не выполняет все предусмотренные функции (тут я опять вспоминаю самоутверждающегося и наивного деда).

Для тех, кого не так легко обескуражить, однако, подключение AV-системы — не невозможная задача. Основной прием заключается в том, что нужно условно разбить систему на модули и иметь дело с каждым отдельно. Например, когда вас занимает создание копии записи с одного магнитофона на другой, не пытайтесь сначала даже думать о том, что уходит на громкоговорители. При использовании этого подхода каждая операция подключения может быть индивидуально логически проанализирована с целью ее максимального упрощения. И тут будет полезным упорядочить расположение аппаратуры в соответствии с путем сигнала. Кроме всего прочего, это могло бы покончить с неуправляемой путаницей проводов позади оборудования.

Ниже — примеры некоторых общих ситуаций межблочных соединений и пути их решения. Прежде, чем вы начинаете любой вариант проекта подключения компонентов в комплекс, следует иметь в виду, однако, два основных правила. Во-первых, пометить оба конца каждого кабеля, приклеив с помощью прозрачной липкой ленты бумажку с точным названием блока и разъема на нем, к которому кабель подключается. Во-вторых, важно качество кабеля; и чтобы вы могли сказать, что сделали хорошую покупку, выбирайте только те, которые обеспечивают надежный контакт и достаточно долговечны.

Несмотря на бесчисленное количество гнезд, многие современные AV-ресиверы допускают подключение только нескольких внешних чисто звуковых источников. Проектировщики добавили соединители различных типов для видеосигналов, но при этом они должны были предусмотреть дополнительный линейный вход и вторую пару входов и выходов для магнитофона, которые будут удобны для подключения другого магнитофона или процессора сигнала. Конечно, чтобы преодолеть такие затруднения, имеются специальные блоки внешних переключателей, и в случае необходимости одновременной работы нескольких магнитофонов — это лучший путь. Большинство имеющих два магнитофона в своей системе использует их, чтобы копировать записи, так как двухмагнитофонные копии часто лучше, чем те, что сделаны на двухкассетном магнитофоне. Обычные ресиверы и усилители имеют внутреннюю коммутацию, которая позволяет включить копирование с одного магнитофона на другой одним щелчком переключателя или нажатием кнопки, но если вход для магнитофона только один, то это невозможно. Тут можно рекомендовать использовать звуковую часть входа для одного из видеомагнитофонов, так как скорее всего у вас будет один видеоисточник. Если же это неудобно, то можно использовать один из магнитофонов только для воспроизведения, а второй для записи, контроль при которой в этом случае осуществляется с помощью наушников.

Телевизоры не всегда имели видеовходы, и без них единственным путем, которым вы могли бы подавать сигнал в ТВ, было гнездо антенны. По этой причине все видеомагнитофоны и видеоплейеры содержат модуляторы, преобразующие линейный видеосигнал в сигнал, который соответствует телевизионному и воспринимается антенным входом ТВ. При этом автоматика в видеомагнитофоне позволяет подавать на ТВ или сигнал видеопрограммы, или сигнал из телевизионной антенны, подключенной к соответствующему входу на видеомагнитофоне. Хотя при подаче видеосигнала линейного уровня с видеомагнитофона (ВМ) на ТВ-монитор изображение будет лучше, так как в этом случае манипулирований с видеоинформацией намного меньше, имеются случаи, когда полезно иметь как вариант радиочастотный сигнал. Классическая ситуация состоит в том, когда вы желаете записать на ВМ одну программу, а смотреть по телевизору другую. В настоящее время типичная система включает кабель сети или антенны, подающий сигнал на встроенный тюнер ВМ, где выбирается канал просмотра или записи, и его сигнал декодируется прежде, чем он будет передан на ТВ, как видеосигнал линейного уровня. Но и ТВ также имеет собственный тюнер, который аналогично принимает сигнал из кабеля сети или антенны. Следовательно, надо просто вставить РЧ-разветвитель прежде, чем антенна или кабель соединяется с ВМ, и затем направлять второй, идентичный сигнал ТВ к телевизору (рис. 1). Простое переключение ТВ из режима видеовхода на антенный вход позволяет поэтому игнорировать то, что происходит в ВМ, и настраиваться на любой канал, в то время как ВМ продолжает делать запись передачи эфирного канала, который был выбран на его собственном тюнере. (Конечно, ваш ТВ должен иметь всеволновый тюнер с кабельными каналами, если вы хотите смотреть передачу любого канала, в то время как ВМ делает запись еще чего-то). Чтобы подключить дополнительно еще и FM тюнер вашего ресивера, нужно добавить второй разветвитель или использовать разветвитель с тремя выходами (рис. 1).

Рис. 1. Объединение блоков домашнего театра через AV-ресивер

Так как УКВ диапазон располагается между 1 и 2 каналами, а FM — между каналами 5 и 6 ТВ, ваша антенна на крыше прекрасно с этим справится. В зависимости от того, как далеко от остальной части вашего оборудования установлен ваш ТВ, можно взять с его линейных аудиовыходов сигнал и подать обратно к неиспользуемому входу на вашем AV-ресивере, что позволит вам слышать стерео или Dolby ProLogic из вашей неэфирной программы. И снова это не будет влиять на запись ВМ, поскольку переключение селектора входов ресивера на звук ТВ происходит вне пути записываемого сигнала. Если вы находите приятным слушать звуковое сопровождение ТВ через вашу звуковую систему все время, возможны два варианта подключения. Чаще всего в качестве центрального блока коммутации сигналов всех звуковых или видеоисточников используется AV-ресивер. Видеосигнал идет с ВМ на ресивер или усилитель и затем на ТВ, в то время как звуковой сигнал остается в ресивере, обрабатывается на процессоре, а затем поступает на громкоговорители. Но вы можете использовать и сам ТВ в качестве регулировщика движения. Лучшие современные модели ТВ позволяют непосредственно выбирать нужный из ряда подключенных к нему видеоисточников, используя дистанционное управление. В этом случае каждый источник соединяется непосредственно с ТВ, и звуковой сигнал от них берется из звукового выхода ТВ и подается к AV звуковой системе (рис. 2). Здесь снова декодируемый звуковой сигнал, который поступает на громкоговорители, определен тем, что находится на экране. За запись, которую делает ВМ, можете не беспокоиться: никаких воздействий на нее не будет. Как только вы стали близко знакомы с полностью оборудованной системой домашнего театра и комплексное ее управление больше не загоняет вас в тупик, какие-либо частые изменения, естественно, не желательны. Но имеется одна область, где многие AV пользователи хотели бы видеть реальную возможность некоторого усовершенствования.

Рис. 2. Объединение блоков домашнего театра через TV-монитор

Первые AV-устройства обычно имели адекватную мощность для основных громкоговорителей, но зато другие каналы были несколько дзинькающими. Изготовителям потребовалось некоторое время для того, чтобы понять, что усилитель центрального канала AV-системы должен обладать такой же большой мощностью, как усилители для левого и правого фронтальных каналов. Это было важной частью стандарта Home THX, но и большинство не ТНХ-оборудования теперь соответствует этому требованию. Аппаратура, отвечающая стандарту Dolby Pro Logic, идеально должна иметь выходную мощность тыловых каналов, соответствующую не менее, чем половине для передних каналов. Этому требованию, к сожалению, отвечают далеко не все AV-устройства даже теперь. А для быстро развивающегося Dolby Digital (AC-3) с его стереофоническими тыловыми каналами вы должны обязательно иметь идентичную мощность во всех пяти каналах домашнего театра (сабвуфер — это вопрос, решаемый совсем самостоятельно).

Вам повезло, если ваше оборудование удовлетворяет этим требованиям, но и в случае отрицательного ответа довольно просто довести мощность до вычисленного значения, но крайней мере для системы Dolby Pro Logic. (Если же ваш выбор остановлен на Dolby Digital, то лучше сразу отложить ваши сбережения для новых АС-3 компонентов). Если в вашем ресивере уже имеются линейные выходы тех каналов, мощность которых необходимо наращивать, то ответ очень прост: покупайте отдельный оконечный усилитель с адекватной мощностью и подайте на него соответствующие сигналы. Нормальный двухканальный стереоусилитель прекрасно подходит для работы с центральным и тыловыми каналами: к одному каналу усилителя подключается центральный громкоговоритель, а к другому параллельно пара (в системе Dolby Pro Logic на них подается моносигнал, даже если их два). Единственная опасность — то, что результирующее сопротивление включенных параллельно тыловых акустик может оказаться непозволительно низкой нагрузкой для усилителя. В этом случае можно посоветовать подключить их последовательно. Это обеспечит безопасное значение сопротивления нагрузки для усилителя, но может воздействовать на качество звука.

Не все еще потеряно, если на вашем ресивере нет линейных выходов. Наиболее надежное решение сводится к покупке отдельного устройства согласования уровня и импеданса, который преобразует сигнал высокого уровня с выхода громкоговорителя в сигнал низкого уровня, приемлемый для входа RCA любого усилителя. Такое устройство, преобразующее одновременно до пяти каналов выходов громкоговорителей AV-ресивера с регулировкой уровня по каждому каналу, предлагает, например, Carver.

Сегодняшние AV-системы могут быть неисчерпаемым источником развлечения и удовольствия. Но если вы не приложите усилия, чтобы конфигурировать свою систему возможно оптимальнее к вашим потребностям, они же превратятся в ящик Пандоры. Некоторой разумной маршрутизации сигналов может оказаться достаточно, чтобы избавиться от той ложки дегтя, которая лишает вас удовольствия от общения со своим оборудованием. Так что не бойтесь влезть в беспорядок соединительных кабелей и проводов и раз и навсегда подчинить работу вашей системы своим желаниям вместо того, чтобы остаться ее рабом.

Автор: Андрей Грудинин
Источник: Stereo&Video 03-1997


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top