Намоточный станок-полуавтомат

Намоточный станок-полуавтомат

Кто хоть раз своими руками наматывал трансформаторные катушки, тот знает, насколько тяжел, непроизводителен и кропотлив этот труд. Ведь нужно не только скрупулезно, виток к витку, уложить провод на каркас, но и сделать это с необходимым — одинаковым для всей катушки — натяжением и при этом не ошибиться при подсчете витков.

Хорошим помощником в этом трудоемком деле может стать полуавтоматический намоточный станок: он подсчитает число витков, обеспечит необходимое натяжение провода и аккуратно уложит его виток к витку. Сделать его можно в любом кружке. Все детали самодельные, за исключением, разумеется, электродвигателя (типа ДАГ) и велосипедного счетчика-спидометра.

Рис. 1. Полуавтоматический станок для намотки катушек трансформаторов.

Узлы и детали станка монтируются в корпусе, собранном из фанеры толщиной 5—8 мм либо из листового дюралюминия толщиной 2,5—3 мм. Его устройство и основные размеры показаны на рисунке 1. Фанерные панели корпуса стыкуются с помощью клея, реек и мелких гвоздиков, а металлические — на дюралюминиевых уголках и винтах М3.

Рис. 2. Схема станка и его основные размеры.

На правой панели корпуса монтируются тумблер включения двигателя, кнопка кратковременного включения электродвигателя, сигнальная лампа и счетчик числа витков.

Электродвигатель крепится к правой внутренней перегородке корпуса двумя болтами. На его оси закреплен трехручьевой шкив, выточенный из дюралюминия.

Рис. 3. Компоновка намоточного станка:
1 — укладывающий механизм, 2 — корпус, 3 — счетчик (велоспидометр), 4 — шкив счетчика, 5 — резиновый пасик привода счетчика, 6 — приводной резиновый пасик, 7 — опорная ножка (резина), 8 — передняя панель, 9 — петли передней панели, 10 — вал центрующей пирамиды, 11 — прижимная пружина, 12—прижимная центрирующая пирамида, 13 — корпус подшипника, 14 — подшипник, 15 — центрирующая пирамида с ведущим валом, 16 — подшипник скольжения, 17 — ведомый трехручьевой шкив, 18 — электродвигатель типа ДАГ, 19 — болты крепления электродвигателя, 20 — ведущий шкив, 21 — стыковочные рейки (ила уголки) корпуса, 22 — ось бобины, 23 — бобина с проводом, 24 — защелка оси бобины.

Каркас трансформатора устанавливается между двумя центрующими пирамидками; одна из них (на рисунке — левая) подпружинена и обеспечивает прижим каркаса к другой, ведущей. На оси последней располагается ведомый шкив, связанный со шкивом электродвигателя резиновым пасиком. Ведомый шкив, как и ведущий, имеет три рабочих ручья для подбора оптимального передаточного числа и один дополнительный, счетный, связанный резиновым пасиком со шкивом на счетчике спидометра. Передаточное отношение последних шкивов подбирается экспериментально: дело в том, что велоспидометры выпускаются под различные колеса и у них на каждый оборот вала счетчика приходится неодинаковое изменение показаний табло.

Рис. 4. Укладывающий механизм и его детали:
1 — регулировочный винт, 2 — фиксатор пружины, 3 — винт М3, 4 — пружина, 5 — корпус, 6 — прижим, 7 — сухарь, 8 — винт, 9 — основание механизма.

Бобина с проводом устанавливается на оси, пропущенной через боковую стенку корпуса (на рисунке — левая) и две внутренние перегородки. Выпаданию оси препятствует замок — Z-образная стальная задвижка.

Рис. 5. Некоторые детали полуавтомата (номера деталей соответствуют позициям рисунка 3).

Лицевая средняя панель полуавтомата имеет паз шириной 20 мм, в котором по его длине может свободно скользить укладывающий механизм (конструкция и детали на рисунке 5). Его задача — обеспечить равномерное натяжение провода и аккуратно, виток к витку уложить его на каркас.

Рис. 6. Электросхема полуавтомата.

Ну а теперь, когда станок уже сделан, попробуем намотать первую катушку. Сначала необходимо закрепить на ось бобину с проводом, а между пирамидками вставить каркас будущего трансформатора. Конец провода пропускается через укладывающий механизм и закрепляется на каркасе. Устанавливаем регулировочным винтом необходимое натяжение провода, записываем число на табло счетчика (нулевая точка отсчета) — станок к работе готов.

Включайте мотор — ваша функция будет заключаться только в равномерном перемещении по пазу укладывающего механизма и наблюдении за табло счетчика.

 Источник: ABC tehnike


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top