Восстановление регулятора громкости

Восстановление регулятора громкости

Настоящей болезнью очень многих бытовых радиоэлектронных устройств являются часто встречающиеся дефекты потенциометров. Естественно, проще всего произвести типовую замену неисправного регулятора, установив вместо него однотипный образец. Все бы хорошо, да вот только разнообразие зарубежных комплектующих слишком велико, и имеющиеся в наличии потенциометры, кок назло, отличаются от требуемого экземпляра: то не подходит крепеж, то не устраивают размеры самого резистора, то отсутствует еще одна секция регулирования, то слишком короткая ось, то нет совмещенного выключателя… Если сюда еще добавить затраты времени и средств на поиски, то выводы напрашиваются вполне конкретные. Непросто или вовсе невозможно бывает найти потенциометр требуемой конструкции доже на рынке крупного города, не говоря уже о нашей родной глубинке. Из-за проблем, связанных с отсутствием нужных переменных резисторов, приходится туговато не только радиолюбителям. В неприятные ситуации нередко попадают и профессиональные специалисты- ремонтники бытовой аппаратуры. Вот и приходится, что называется, ‘химичить”, занимаясь восстановлением старых потенциометров. О том, как отремонтировать регулятор громкости, и пойдет речь в статье. Попутно рассмотрены также вопросы ремонта кинематических узлов зарубежных магнитол, которые ломаются не менее часто.

Первое и, пожалуй, самое важное, о чем всегда следует помнить: при аккуратном обращении с переменными резисторами (ПР), они служат намного дольше. Вполне реальным является трехкратное продление ресурса службы ПР. При первых характерных шорохах и потрескивании в громкоговорителе следует аккуратно разобрать регулятор громкости и произвести своеобразное техническое обслуживание, которое вполне под силу практически каждому владельцу радиоаппаратуры, умеющему обращаться с отверткой и паяльником. Токопроводящую графитовую поверхность ПР следует очистить от налета, старой смазки, если она имеется, и остатков графитовых частиц. Важно сделать это пораньше, при первых симптомах, а не тогда, когда от токопроводящего слоя осталось одно воспоминание. После очистки потенциометр обязательно смазывают, но делать это лучше не жидкой смазкой, а густой, например ЦИАТИМ-201. Совсем не обязательно заполнять смазочным материалом весь внутренний объем ПР, достаточно нанести смазку только на соприкасающиеся при трении поверхности токопроводящего слоя (участок токосъема).

К сожалению, несмотря на привлекательное исполнение, дешевые азиатские регуляторы могут служить намного меньше доже старых конструкций отечественных ПР по причине чрезмерного прижима токосъемного элемента. Из-за этого токопроводящий слой ускоренно изнашивается и практически еще новеньким аппаратом пользоваться становится сначала неприятно и неудобно, а вскоре затруднительно и невозможно. А, например, в мощных эстрадных усилителях дефекты ПР вполне могут привести к выходу из строя дорогостоящих громкоговорителей.

После очистки токопроводящего покрытия обязательно измеряют сопротивление потенциометра. Дело в том, что при длительной эксплуатации износ токопроводящего слоя приводит к значительному увеличению сопротивления ПР. Привести его к норме часто удается нанесением графита, натирая “подкову” потенциометра мягким карандашом. Твердый графит здесь не подходит, он может только навредить, расцарапав поверхность ПР.

В наше время можно отреставрировать даже такие ПР, которые еще совсем недавно не подлежали восстановлению, и их просто выбрасывали. Имеются в виду потенциометры с обрывом токопроводящего участка, в том числе и возле выводов. Появившиеся в продаже и ставшие доступными новые токопроводящие покрытия позволяют реставрировать большинство неисправных потенциометров.

Довольно часто встречаются новые ПР разных типов с одной и той же болезнью: чрезмерным прижимом между проводящим слоем и токосъемным элементом. Такие потенциометры вряд ли будут служить долго. В каждом конкретном случае определяют оптимальную силу прижима деталей потенциометра, чтобы максимально продлить срок его службы. Бывает достаточно немного отогнуть металлическую пластину в узле токосъема, тем самым в несколько раз уменьшив износ токопроводящего слоя. Практика показывает, что таким нехитрым способом можно продлить срок службы регулятора не менее чем в два раза. Если же регулировку прижима токосъема осуществить на ранней стадии, когда токопроводящий слой еще практически не изношен, то эффект от этого будет еще выше.

Телемастера, работавшие по вызовам на дом, для быстрого восстановления потенциометра часто пользовались своеобразным приемом “укола”. В условиях острого дефицита времени, когда нет желания и возможности разбирать ПР, в его корпусе остро заточенным шилом аккуратно выполняли отверстие небольшого диаметра (около 1,5 мм), в которое медицинским шприцем вводили жидкое машинное масло. После внесения смазочного материала необходимо было только осуществить несколько вращательных движений рукояткой потенциометра, чтобы смазка попала на токопроводящее основание в местах соприкосновения с подвижным контактом.

Однако более предпочтительным вариантом автор считает разборку потенциометра, которая не является такой уж сложной процедурой. Необходимо снять защитный металлический корпус, чтобы добраться до токопроводящего покрытия. Осложнения могут вызывать монтажные соединения или рядом расположенные детали и узлы. Многие зарубежные ПР разбираются не сложнее наших отечественных. Но так бывает далеко не всегда.

Например, в магнитоле AJ-161C регулятор громкости не имеет никаких крепежных гаек, а в корпусе ПР предусмотрено два “усика” (лепестки с отверстиями}. Верхняя часть ПР снимается просто: остается винт специфической конструкции внутри пластмассового корпуса. Снимая изоляционную прокладку (она обычно белого цвета), наконец-то добираемся до информационных надписей (50 кОм). На внешних поверхностях ПР какие-либо информационные надписи отсутствуют, так что при замене совсем изношенного потенциометра возникают лишние хлопоты с определением его номинала. Безусловно, омметром можно измерить сопротивление резистора, но как без схемы аппарата узнать величину сопротивления не изношенного ПР?

Разборка потенциометра имеет еще одно преимущество в сравнении с мастерским “уколом”. Оно заключается не только в возможности оценки состояния ПР, но и в осуществлении более полноценного ТО. Во втором ремонтируемом аппарате того же типа регулятор износился настолько, что решено было заменить штатный ПР отечественным СП3-4аМ (47 кОм). Естественно, такая замена производилась по причине отсутствия требуемого зарубежного образца.

Однако эта процедура потребовала непредвиденных затрат времени и применения дополнительных материалов. Дело в том, что отверстие под крепеж штатного ПР магнитолы имеет значительно больший диаметр, чем требуется для отечественного СП3-4аМ. Это несоответствие удалось устранить, подложив под отечественный потенциометр металлическую прокладку с внешним диаметром 2,5 см. Толщина этой солидной прокладки выбрана равной 1 мм с таким расчетом, чтобы она смола выдержать механическую нагрузку во время крепежа нового ПР к шасси магнитолы.

Длина оси нового ПР не должна превышать 10 мм, поэтому ее предварительно укоротили на 4 мм. Делали это аккуратно, закрепив ось регулятора в небольших тисках. В противном случае, если длину оси не уменьшить, то моноблок (вся схема магнитолы выполнена на одной большой печатной плате) не удается установить на его посадочном месте.

Весьма характерной проблемой большинства распространенных зарубежных РЭС бюджетного класса являются неисправности в кинематических узлах. Начнем с самого простого и больного.

Проскальзывает нить в кинематике блока частотной настройки. Не будем пугать или раздражать читателя неприятностью данной проблемы, но справедливости ради следует упомянуть, что большинство доже профессиональных мастеров-ремонтников боятся и всячески избегают неисправностей в этих кинематических узлах. Ситуация с ремонтом кинематики такова, что шансы на успех часто не превышают 50%. Иными словами: времени затратим уйму, а конечный результат неизвестен. Однако хоть это и покажется странным или невероятным, встречались не такие уж и редкие случаи, когда владельцу удавалось успешно восстанавливать кинематику своего РЭС, в то время, когда у профессионала это не получалось. Но удивляться, по сути, нечему. Не может специалист конвейерного режима работы позволить себе зря тратить свое время. По этой причине подобные ремонтные операции и обходятся владельцам весьма недешево. В то же время, для самостоятельного восстановления кинематики совсем необязательно быть грамотным специалистом в области радиотехники. В данном случае требуется просто аккуратность и терпение.

Неприятность ситуации заключается в том, что очень многие, весьма привлекательные по внешнему виду, модели зарубежных магнитол, имеющие неплохие технические параметры (как в радиоприемном тракте, так и по звуку, автомобильные, в частности}, оснащаются настолько примитивными кинематическими узлами настройки приемников, что мастерские буквально завалены аппаратами с такими дефектами. Очень повезло, если нить в кинематике еще сохранилась или не износилась до такой степени, что вот-вот оборвется. Если разрушенная нить находится внутри РЭС, считайте, что ремонтнику крупно повезло. Ведь далеко не всегда имеется аналогичный аппарат, чтобы можно было его разобрать и использовать в качестве руководства к действию. Хуже всего, когда приходится работать после горе-мастера, а нить отсутствует, и приходится многократно производить примерку новой нити в кинематике. Это может отнять не один свободный вечер или рабочий день. Вот почему оборванную нить выбрасывать не следует, даже когда она уже просто висит внутри аппарата.

Самый простой и часто распространенный вариант в неисправности кинематики, когда нить совершенно цела, но магнитолу (приемник) либо невозможно перестраивать по всему сектору шкалы, либо перестройка невозможна только на каком-то одном участке. Первое, что необходимо сделать в подобной ситуации, — тщательно очистить нитку от загрязнения.

Описанное чаще всего случается не столько в радиоприемниках, сколько в магнитолах, особенно в автомобильных, где возможно применение смазочных материалов (в лентопротяжных механизмах магнитофонов). Совсем небольшое количество смазки способно вывести из строя верньерное устройство, сделав невозможной эксплуатацию во всем остальном полностью исправного приемника.

Для очистки механики далеко не всякая жидкость подходит, до и не всегда даст нужный результат. С растворителями на нитро основе надо обращаться с осторожностью, чтобы не усугубить ситуацию. Нитро растворители хорошо смывают смазочные материалы, растворяя при этом и поверхности многих пластмассовых деталей. Гораздо безопаснее использовать спирт.

Если очистка нити и всех поверхностей, где эта нить соприкасается, не дала требуемых результатов, то необходимо обеспечить дополнительное натяжение нити. Но нужно убедиться, что нить после этого не перетрется слишком быстро. Неприятность большинства азиатских кинематических механизмов заключается в том, что у них ускоренный износ нити заложен изначально. Выявить такой подвох совершенно несложно. И осуществить это можно сразу же после вскрытия верхней крышки корпуса практически любой китайской автомагнитолы. Если, к примеру, хотя бы в одном-единственном месте нить резко меняет свое направление, но при этом не применены специальные устройства для уменьшения трения, то мы имеем дело с самым обычным ширпотребом.

Поскольку у нас преобладает именно токая техника, то необходимо заблаговременно уменьшить износ нити, применив с этой целью детали и узлы от старой механики верньерных устройств вышедших из строя отечественных радиоприемников. Как правило, верньерные устройство отечественных РЭС намного надежнее того дешевого ширпотреба, который в последнее время заполонил наши рынки.

В случае ослабления натяжения нить необходимо натянуть до такого состояния, чтобы узел настройки имел запас при некотором ослаблении натяжения, которое со временем неминуемо. В добротном кинематическом узле проскальзывание нити удается устранить размещением еще одного дополнительного витка на оси регулятора настройки.

Автор: А. Г. Зызюк.
Источник: РА 06-2006


Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top